ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
ОРИГИНАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Идет вторая/четная неделя

2016 10_10_banner_oporn_
2016 10_18_banner_konkursi
2016 10_10_banner_konferenc
Календарь событий
Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31
sibsau online2
novosti_soyuzmash

1990-2000 гг.

Основание Сибирской аэрокосмической академии

Начало 90-х гг. в жизни высшей школы России отмечены введением процедур аттестации вузов, в ходе которых проводилась всесторонняя экспертиза их деятельности и оценка качества выпускаемых специалистов. Во время проведения такой аттестации в марте 1992 г. Госинспекцией учебных заведений России впервые было внесено предложение-рекомендация "организовать на базе Красноярского института космической техники и ряда учебных заведений авиационного профиля Сибирскую аэрокосмическую академию с реализацией многоуровневой системы подготовки кадров для предприятий гражданской авиации Восточного региона России". В этот год проводилась аттестация пяти специальностей вуза, по которым осуществлялся выпуск специалистов. Все они относились к ракетно-космическому профилю. Выпускники вуза в основном работали на предприятиях оборонного комплекса, на которых в то время начались процессы конверсии основного производства. Эти процессы, безусловно, отслеживались выпускающими кафедрами, практически на всех специальностях появились по 3-5 специализаций с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить потребности предприятий, переходивших на новые виды продукции, с другой - предоставить выпускникам более широкие возможности в своем трудоустройстве после окончания вуза. Было очевидно, что ориентироваться в вопросах подготовки кадров только на ракетно-космическую отрасль уже нельзя, поскольку сама отрасль значительно расширяла зону деятельности в гражданском секторе экономики. Тогда и были проведены серьезные проработки перспективных направлений развития вуза, среди которых сфера гражданской авиации оказалась наиболее предпочтительной. Во-первых, по фундаментальным основам профессиональной подготовки это родственная для института область техники; во-вторых, учитывалось состояние подготовки в регионе специалистов для предприятий воздушного транспорта. В 1992 г. основные центры подготовки специалистов этой отрасли оказались за рубежами России. Киевский и Рижский институты инженеров гражданской авиации обладали абсолютной монополией в СССР в подготовке инженерного состава по технической эксплуатации воздушного транспорта. Сибирь и Дальний Восток являлись регионами, в которых постоянно работали отборочные и приемные комиссии этих вузов, и сотни абитуриентов направлялись в Киев и Ригу на целевую подготовку для авиапредприятий восточного региона страны. Только по Красноярскому краю ежегодная потребность в специалистах гражданской авиации высшего и среднего звена составляла в конце 80-х - начале 90-х гг. более 200 человек ежегодно.

Промышленная отрасль анализирует деятельность вуза

Научный и кадровый потенциал института космической техники составлял хорошую основу для развертывания на месте системы подготовки специалистов для этой отрасли, к тому же имелись хорошие перспективы для кооперации различных учебных заведений в подготовке специалистов авиационного профиля.

В период с 21 по 28 марта 1992 г. представительная комиссия в составе работников Минвуза РСФСР, ректоров, профессоров, деканов, заведующих кафедрами таких крупных вузов, как МАИ, ЛМИ, ЛИАП, МИЭМ, КуАИ, МИНХ, ТПИ проводила аттестацию вуза и оценивала работу по подготовке инженерных и научно-педагогических кадров, качество методического обеспечения учебного процесса, уровень проводимых научных исследований, материальную базу и вопросы взаимодействия вуза с отраслью.

Последнее заслуживало особого внимания, поскольку Красноярский институт космической техники в порядке эксперимента в 1990 г. был переведен в двойное подчинение: Минвузу РСФСР и Минобщемашу СССР. В Минобщемаше руководство институтом было возложено на Главное технологическое управление. Как отмечалось в совместном приказе двух министерств от 2 февраля 1990 г. № 29/21, это делалось "для усиления взаимосвязи имеющегося научно-исследовательского потенциала Красноярского института космической техники с задачами отрасли, создания современной материально-технической базы института, а также более полного использования возможностей системы "завод-втуз" в подготовке высококвалифицированных специалистов в области космической техники".

В делах института имеется примечательный документ, утвержденный 25.02.91 г. первым заместителем министра общего машиностроения СССР, - решение балансовой комиссии Главного технологического управления Минобщемаша СССР по годовому отчету Красноярского института космической техники за 1990 г. В практике высшей школы найдется немного документов, в которых бы промышленная отрасль анализировала и оценивала деятельность высшего учебного заведения по основным направлениям работы, в том числе в области перспективного планирования подготовки специалистов, НИР в интересах отрасли, капитального строительства, материально-технического снабжения, установления и развития научно-производственных связей с зарубежными странами. Проведение балансовых комиссий было принятой формой подведения итогов работы предприятий отрасли, в которых давалась не только оценка деятельности, но и принимались рекомендации по улучшению работы. В решении балансовой комиссии по работе КИКТа было отмечено выполнение основных плановых показателей за отчетный год и устойчивая динамика развития последних лет.

В числе недостатков и нерешенных проблем отмечено отсутствие утвержденного плана финансирования строительства объектов вуза и недостаточное освоение выделенных на год средств; неупорядоченное финансирование со стороны отрасли затрат на подготовку специалистов (основные затраты со стороны отрасли покрывались из фонда развития базового предприятия - ГП "Красмашзавод"); отсутствие эффективно действующего хозяйственного механизма в подразделениях базового предприятия, заинтересовывающего последних в привлечении студентов на работу. В этом же решении была отмечена необходимость создания на базе института центра непрерывного аэрокосмического образования, с включением в эту структуру учебных заведений, действующих при "Красмашзаводе". Признавалось целесообразным осуществлять финансирование подготовки специалистов по линии отрасли за счет следующих источников: централизованных средств Минобщемаша СССР (1 млн руб. в год), средств базовых предприятий (ПО "Красмашзавод" - 2 млн руб., НПО ПМ - 1,2 млн руб.) и средств, полученных по договорам с другими предприятиями. Надо сказать, что указанные суммы были соизмеримы в то время с выделяемым институту финансированием по линии Минвуза РСФСР. Кроме этого, предлагалось выделение на предприятиях целевого фонда заработной платы для студентов, проходящих инженерно-производственную практику. Указанное решение - пример эффективного участия базовой отрасли, заинтересованной в качественной подготовке специалистов для своих предприятий. И сегодня на это можно смотреть как на пример решения проблемы многоканального финансирования высших учебных заведений.

Плотная работа с отраслью обеспечила в эти годы самые большие темпы развития вуза. Балансовая стоимость установленного оборудования увеличилась с 1986 по 1991 гг. в 6 раз, в учебном процессе были задействованы материальные ресурсы более 20 подразделений базовых предприятий. Общий годовой объем научных исследований составил в 1991 г. около 7,6 млн руб. (с 1989 г. он возрос в 3 раза). К моменту аттестации вуза в 1992 г. контингент студентов составлял 2800 человек, в том числе 2100 студентов - дневной формы обучения, в структуре вуза было 6 факультетов, 24 кафедры, учебный центр информатики и вычислительной техники, инженерно-испытательный полигон, научно-инженерный центр, включающий ряд отраслевых лабораторий и научных подразделений. Значительно улучшился кадровый состав преподавателей института.

Развитие вуза идёт высокими темпами

За пять предшествующих лет численность ППС увеличилась на 60 % и составила 300 единиц. В их числе было 30 докторов наук, профессоров, 2 академика, 4 члена-корреспондента отраслевых академий, 8 лауреатов Ленинской и Государственной премий. 50 % кафедр возглавлялись докторами наук, профессорами. В аспирантуре вуза осуществлялась подготовка кандидатов наук по 28 специальностям. В 1991-1992 гг. в институте были открыты специализированные советы по присуждению ученой степени кандидата наук по 6 специальностям и в стадии оформления находились документы по открытию докторского совета. За 5 лет сотрудники института защитили 7 докторских и 28 кандидатских диссертаций, опубликовали 2 учебника, 40 учебных пособий и 15 монографий, более 250 статей. Средний годовой объем изданий учебно-методической литературы составлял 80-90 наименований (200 печатных листов). В 1992 г. количество полученных сотрудниками авторских свидетельств достигло 100.

В 1990 г. в области учебной деятельности совместно с Красноярским госуниверситетом и СО АН был начат крупный эксперимент по подготовке инженеров-физиков и предприняты значительные меры по углублению фундаментальной подготовки на инженерных специальностях, в том числе путем усиления кадрового состава общенаучных кафедр, привлечения к работе сотрудников институтов Академии наук. В 1992 г. в вузе была образована кафедра системного анализа и исследования операций с новой технологией обучения на базе расширенного использования результатов научных исследований.

К 1992 г. институтом было подготовлено около 6000 специалистов, в том числе 4000 - по дневной системе. В ходе Государственной аттестации студенты института показали хорошие результаты на тестовых испытаниях по математике, физике, информатике, при выполнении комплексных заданий по специальным предметам.

Основание Сибирской аэрокосмической академии

Аттестационная комиссия дала работе вуза высокую оценку, особо отметив уровень взаимодействия института с аэрокосмической отраслью. Это являлось определяющим фактором, показывающим значительную динамику развития в течение первых лет работы в качестве самостоятельного института. В решении комиссии содержались рекомендации по частичному перепрофилированию вуза в интересах гражданской авиации.

Это предложение в дальнейшем нашло активную поддержку в Администрации края, Красноярском региональном управлении воздушного транспорта. Решение о развитии на базе института космической техники подготовки специалистов для авиационных предприятий Сибири было поддержано также Советом межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", в которую входили руководители представительной и исполнительной власти краев и областей, автономных республик всего региона Сибири.

7 декабря 1992 г. приказом № 1119 Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ Красноярский институт космической техники был переименован в Сибирскую аэрокосмическую академию. Достоянием истории стала аббревиатура "КИКТ", просуществовавшая всего два с половиной года. Перевод вуза на новый уровень классификации явился признанием значительности достигнутых результатов.

90-е гг. оказались тяжелыми для всей высшей школы, слово "кризис" надолго вошло в повседневный обиход, а "нормой" вузовской жизни становилось хроническое недофинансирование, и тем не менее за эти годы в плане развития специальностей и направлений подготовки удалось сделать значительно больше, чем за все предшествующие годы. И дело не только в количественных показателях. Вспомним, что в 1989 г. осуществлялась подготовка по 5 специальностям, а еще десять были открыты к 1992 г., времени преобразования института в аэрокосмическую академию.

В 1996 г. вузу присвоено имя выдающегося учёного-конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева, который в течение многих лет возглавлял одну из ведущих кафедр университета, вел большую научную и преподавательскую работу по подготовке молодых кадров для своего предприятия.

К 2000 году в вузе открыты 23 специальности и 3 направления, по которым реализуются программы подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров.

Для академии он начался с открытия двух специальностей в области технической эксплуатации авиационной техники. Работа с управлением воздушного транспорта региона и авиапредприятиями показала, что наиболее перспективными из них являются специальности: техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей; техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов. С 1992 г. задачи обеспечения этих направлений преподавательскими кадрами, учебно-лабораторной базой, методическими материалами, образцами конкретной авиационной техники, производственными площадями и т. д. - стали повседневной заботой руководства академии. Создание выпускающих кафедр по указанным специальностям, а затем факультета гражданской авиации, развертывание учебно-авиационной технической базы и лабораторий, установление необходимых межвузовских связей с центрами подготовки специалистов этого профиля и т. д. - наиболее сложная часть работы академии 90-х гг.

Достижения к 2000 году

К 2000 г. осуществлено уже 3 выпуска инженеров по эксплуатации гражданской авиации - более 130 студентов факультета гражданской авиации прошли полноценную подготовку в стенах академии и приступили к работе на авиапредприятиях края. Решение этой задачи явилось подтверждением прочного задела, созданного в академии за годы ее развития.

В течение 1994-1996 гг. были также открыты новые специальности и направления в области информатики и вычислительной техники, системного анализа, менеджмента, стандартизации и сертификации в машиностроении, автоматизированных систем обработки информации и управления. К моменту проведения очередной Государственной аттестации и аккредитации академии в 1997 г. в вузе было открыто 17 специальностей и направлений, к этому времени общий выпуск специалистов из вуза составил 7670 человек, в том числе 5760 по дневной форме обучения. В аспирантуре академии обучалось 110 аспирантов и соискателей, функционировали 5 диссертационных советов (один докторский и 4 кандидатских) по 10 научным специальностям. Общий контингент студентов на 1 января 1997 г. составлял 3250 человек, в том числе по дневной форме обучения 2795 человек, численность работающих в академии - 1320 человек, в том числе 460 человек - научно-педагогические работники. За пять лет, предшествовавших аккредитации академии (1992-1996) число лиц с учеными степенями и званиями увеличилось на 47 человек, в том числе докторов наук и профессоров на 8 человек. В общем штате ППС работало около 50 докторов и 180 кандидатов наук. 

Период, предшествующий аккредитации академии, был отмечен совершенствованием структуры вуза как единого учебно-научно-производственного комплекса, усилением межвузовской интеграции, международных связей в области образования и науки, развитием вуза как комплекса непрерывного образования, расширением масштабов работы по переподготовке кадров и развитию дополнительного образования. В этот период был реорганизован факультет экономики и управления с включением в его состав 5 новых кафедр; организован факультет дополнительного образования; при поддержке Европейского банка реконструкции и развития организован Учебно-деловой центр Морозовского проекта; по программе международного сотрудничества с университетами США в 1996 г. созданы официальное представительство Международного института теоретической и прикладной физики и Высшая школа бизнеса. С целью производства и реализации наукоемкой продукции при академии была создана научно-производственная фирма "Светоч", специализирующаяся на разработке и выпуске учебного оборудования для образовательных учреждений, значительно укреплена материально-техническая база физкультуры и спорта, отдыха сотрудников и студентов. В 1996 г. базовое предприятие ГП "Красмашзавод" на баланс академии передало плавательный бассейн, спортивный зал, общежитие и базу отдыха. За период 1992-1996 гг. академия явилась организатором проведения четырех международных и пяти республиканских и региональных научных и научно-методических конференций.

Государственная комиссия, осуществлявшая в марте 1997 г. аттестацию 10 специальностей вуза и аккредитацию академии, подтвердила достаточно высокий уровень выпускаемых академией специалистов и положительно оценила деятельность руководства вуза по всем основным направлениям работы.

Желанными гостями аэрокосмической академии являлись летчики-космонавты СССР. При посещении вуза они с удовольствием знакомились с особенностями системы обучения, научными достижениями кафедр, побывали в цехах, выпускающих ракетно-космическую технику. Теплотой и сердечностью отличались их встречи со студентами академии. В книге почетных гостей академии оставлены записи героев-космонавтов: С. Крикалева, А. Сереброва, В. Зудова, В. Севастьянова, В. Горбатко, В. Лазарева, А. Соловьева. В ноябре 1996 г. цикл лекций для студентов аэрокосмического факультета прочитал один из создателей отечественных луноходов, лауреат Ленинской премии, д.т.н., профессор А. Л. Кемурджиан.