Дата начала:
Кафедра психологии и педагогики Института социального инжиниринга СибГУ им. М.Ф. Решетнева ежегодно проводит Международную научно-практическую конференцию «ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ».
17 апреля 2020 г. была проведена очередная – III конференция.
Психология как отрасль познания охватывает в качестве своего объекта практически все уровни жизнедеятельности личности и общества и имеет богатый потенциал для решения широкого круга проблемных вопросов современного человека, включённого во множественные системы отношений. Этот потенциал задействуется далеко не достаточно. Цель конференции – консолидация опыта ученых и практиков, работающих в направлении развития теоретических и научно-практических психологических подходов к повышению эффективности социально-производственных отношений.
Запланированные для очной формы конференции доклады в силу ограничений пандемической ситуации были включены в сборник конференции в виде статей.
Всего в сборнике конференции представлены работы 73 авторов, среди которых работники и руководители организаций и предприятий социальной и производственной сфер, студенты, аспиранты и преподаватели вузов, кандидаты и доктора наук из Казахстана (Алматы), Республики Беларусь (Минск, Барановичи, Бобруйск, Горки, Гомель, Витебск), России (Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснокамск, Саратов, Балашов, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Хабаровск, Орск, Липецк, Саранск, Мичуринск, Рязань, Ижевск и, конечно, Красноярск).
Тематические направления конференции определяются пятью секциями:
1. Личностная, организационная и социальная продуктивность: психологические аспекты взаимосвязи и развития.
2. Социально-психологические условия эффективности проектной деятельности.
3. Проблемы личностной и социальной идентичности в современном российском обществе.
4. Вопросы и находки отраслевой психологии.
5. Социально-психологические факторы и производные психологического благополучия личности.
Статьи, опубликованные в сборнике конференции, выполнены в нескольких публикационных жанрах: аналитические обзоры теории и практики психологических изысканий; прикладные исследования; описание продуктивных практик, опирающихся на понимание социально-психологических механизмов и закономерностей.
Наибольший интерес в свете цели конференции представляют следующие работы.
Аналитические обзоры: проблемы свободы выбора при принятии решений (А.А. Брасс), психологических аспектов глобализации на материале трансдисциплинарного подхода к коронавирусной пандемии (О.С. Валуев), понятия и феномена сервант-лидерства (Е.Б. Петрушихина); вопросов формирования социального капитала организаций и предприятий (Л.Г. Почебут, Д.С. Безносов, Л.М. Котенко, В.А. Чикер); тенденций и перспектив современных образовательных практик (О.В. Гостева).
Прикладные исследования: производительности труда как показателя зрелости социально-производственных отношений на промышленном предприятии (А.Ю. Внутских, Н.А. Руднова, Ф.В. Дериш, Ю.Б. Балашова, М.Н. Чернышова); взаимосвязи отношения к конкуренции с психологическими характеристиками партнерства в профессиональной деятельности (О.И. Титова); личностных качеств, влияющих на успешность женщины – предпринимателя в бизнесе (Е.В. Корнеева, О.И. Титова); кризиса как механизма самоопределения (О.Н. Финогенова); проявлений религиозности личности в молодежной среде (Т.В. Шершнёва); представлений о карьере, карьерных ориентаций и их личностных детерминант у студентов вузов и учреждений СПО (Н.В. Лукьянченко, О.А. Берзина, Ю.Д. Ельфанова, А.П. Сидорова, К.Д. Аниканова, К.Н. Панова, И.А. Аликин); каузальных установок тренеров спортивной борьбы (В.А. Высоцкая, Н.В. Лукьянченко); связи жизнестойкости студентов с родительским отношением в их семьях (М.И. Аликин, И.А. Аликин, Н.В. Лукьянченко); представлений подростков из разных образовательных сред о девиантности (Л.С. Захарова, Н.В. Лукьянченко); эмоционального благополучия пожарных, склонных к профессиональному выгоранию (С.А. Водяха, Ю.Е. Водяха).
Описание продуктивных практик: помощи в адаптации студентов учреждений СПО в условиях общежития (И.А. Бузина); наставничества в системе профилактики девиаций студентов «группы риска» в учреждениях СПО (О.А. Токарева); обучения магистрантов проектной деятельности в ходе изучения иностранного языка (И.А. Воробьёва); овладения будущими педагогами методами эффективного взаимодействия с семьей посредством сюжетно-ролевых игр (А.А. Смирная, А.В. Смирнова).
Председатель редакционной коллегии
сборника материалов конференции,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии и
педагогики СибГУ Н.В. Лукьянченко