Машина работает, человек думает! Пять фактов о машиностроении от завкафедрой технологии машиностроения Университета Решетнёва

Дата публикации:

С 1966 г в нашей стране последнее воскресенье сентября – это профессиональный праздник рабочих и инженеров машиностроительной отрасли. В Красноярском крае отрасль занимает сегодня второе место по количеству созданных рабочих мест. Специалистов в области технологии машиностроения, мехатроники, технологии сварочного производства, проектирования и эксплуатации холодильной и криогенной техники, метрологии, стандартизации и сертификации готовит в нашем университете Институт машиноведения и мехатроники. В свой профессиональный праздник интересными фактами из истории отрасли поделился заведующий кафедрой технологии машиностроения, к.т.н., доцент Александр Фадеев. 

Первый токарный станок был создан еще за 500 лет до нашей эры. На нем работало два человека. Один быстро вращал вал, на котором были установлены тиски с зажатой деталью. Второй наносил резьбу. Интересно, что к обработке металла таким способом пришли не сразу. Изначально токари точили кость и древесину.  (РИС 2,3)  Источник 

Токарно-винторезный станок 16 К20. Популярный советский токарно-винторезный станок выпускался с 1973 до середины 80-х годов.  В 1972 г., до начала серийного производства, опытная партия станков 16К20 была удостоена золотой медали на Лейпцигской международной ярмарке, что подчеркнуло его высокие качества. Благодаря универсальности и надежности, 16К20 использовался в оборонной, нефтяной, аэрокосмической, газовой, химической промышленности, а также в сельском и ж/д транспорте. Станок мог обрабатывать заготовки диаметром до 400 мм и длиной до 2000 мм, позволяя нарезать различные типы резьбы с высокой точностью. В 90- х такие станки использовали не только в цехах, но и в художественных мастерских — на одном из них вытачивали детали для восстановления памятников архитектуры в Петербурге. Средний срок службы 16К20 — 40+ лет (РИС.1) 

- Россия - единственная страна, у которой есть атомный ледокольный флот. В настоящее время в него входит 9 действующих судов: 4 атомных ледокола, 4 судна технического обслуживания и 1 контейнеровоз. Помимо атомного флота - 34 дизель-электрических ледоколов, включая неатомный ледокол «Виктор Черномырдин», который является самым мощным в мире среди неатомных судов, 1 патрульное судно ледового класса (боевой ледокол), способных выполнять задачи ледокола, буксира, пожарного судна и военного корабля. Постройка одного нового современного ледокола обходится приблизительно в 42 млрд рублей.

- Вольфрам - основной легирующий элемент быстрорежущих сталей - дефицитный материал. В период Великой Отечественной войны из-за недостатка вольфрама получил применение новый материал - среднелегированная быстрорежущая сталь марки Р9, содержащая 9% вольфрама. В 60-70-х годах проводились поиски новых марок быстрорежущих сталей, содержащих кроме вольфрама молибден и кобальт в разных соотношениях и пропорциях. Была разработана технология поверхностного покрытия (напыления) лезвий быстрорежущих инструментов износостойкими и тугоплавкими металлами - вольфрамом, титаном, молибденом, а также их химическими соединениями - нитридами и карбидами. Этим достигается повышение износостойкости и ресурса работы быстрорежущих инструментов.

- Наиболее эффективный и массовый способ производства алюминиевых профилей – экструзия. Технология заключается в продавливании нагретой до температуры в 500°С заготовки в виде цилиндра через формообразующее отверстие в матричном инструменте. Вся суть технологического процесса состоит в том, что алюминиевый слиток длиной до 6500 мм разогревают в печи нагрева слитков до температуры прессования = 510°С. Далее этот слиток специальным захватом подается на ось контейнера пресса в зазор между пресс-штемпелем и торцом контейнера. При движении пресс-штемпеля после прижатия контейнера к матрице происходит процесс прессования заготовок. (РИС 4)

Об этом и многом другом узнайте:

При использовании информации и фото указывайте ссылку на первоисточник