Виктория Можная: На деле доказываю свой профессионализм!

Дата публикации:

Выпускница института гражданской авиации и таможенного дела 2024 г. Виктория Можная, а ныне инженер по интерьерам воздушных судов компании ООО «Аэрофлот Техникс» стала героиней проекта #ЛицаАэрофлота официального Телеграм-канала пресс-службы Аэрофлота По SUти Накануне дня рождения «Аэрофлот-Техникс» она рассказывает о своем пути в профессию, где мечты о небе переросли в любимое дело. Читайте её историю! 

1. Виктория, какую должность вы сейчас занимаете и какие у вас обязанности?

- В настоящее время я инженер в цехе периодического обслуживания интерьеров воздушных судов. Как говорят на нашем сленге – «интеръерщик» или «кабан» (от ред – происходит от слова cabin, подразумевая пассажирскую кабину). Моя зона ответственности – это интерьер воздушного судна: проведение инспекций, диагностика, устранение неисправностей и много другое, что связано с работой практически всего, что видит пассажир в салоне самолета. Кроме того, я как инженер провожу оценку объемов предстоящих работ и координирую деятельность техников и механиков. 

2. Как вы пришли к решению связать свою профессию с техническим обслуживанием самолетов?  

- Однажды в детстве папа повел меня на авиационную выставку в аэропорту Красноярска, после чего у меня возник интерес к гражданской авиации. Уже к четырнадцати годам мое увлечение переросло в осознанный интерес: я погрузилась в специализированную литературу, изучала историю авиации, занималась моделированием. То, что начиналось как хобби, постепенно оформилось в твердое решение связать свою судьбу с этой сферой. 

3. Среди ваших родных есть кто-то, кто работает сейчас или работал ранее в гражданской авиации?

- Нет, в нашей семье я стала первой, чья жизнь оказалась связана с гражданской авиацией. Поэтому я – первопроходец! 

4. Родители были удивлены вашим выбором профессии? Что они вам сказали, когда впервые узнали, что вы хотите стать авиационным техником? 

-   Первый раз, придя домой, я попросила родителей присесть, и сообщила о том, что перевелась со второго курса снова на первый на специальность техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей (ТЭЛАД). Во второй раз, когда я их попросила снова присесть, я сказала о том, что переезжаю, чтобы начать свою карьеру в аэропорту Шереметьево. Так что у родителей не было выбора. А если серьезно, то мои родители с самого детства поддерживали каждое мое решение, хоть и иногда у них были сомнения, но они всегда были на моей стороне. 

5. С детства проявляли интерес к технике? Были ли любимые предметы в школе?

- Интерес к технике присутствовал с самого детства. Возможно, это кажется чем-то необычным, но я с большим удовольствием помогала папе с ремонтом автомобиля. В школе привлекали точные науки: физика, математика, черчение и инженерная графика.

6. А свой первый полет на самолете помните? Какие были ощущения?  

- Свой первый полет я никогда не забуду. Мне было четырнадцать, и я летела одна по маршруту Новосибирск — Красноярск на самолете ATR-72. Помню, как охватило волнение, я даже с трудом отыскала своё место. Сосед по креслу помог мне справиться с ремнем безопасности. Но в тот миг, когда самолет устремился по взлетной полосе, оторвался от земли, а за иллюминатором поплыла невероятная панорама, меня переполнила целая буря эмоций. Именно тогда я осознала, что влюблена в авиацию окончательно и бесповоротно.

7. Сложно ли быть девушкой – авиационным техником? Чувствуете ли вы поддержку со стороны коллег-мужчин? 

- Безусловно, есть свои сложности. До недавнего времени в авиации исторически прочно устоялось мнение, что девушки не занимаются техническим обслуживанием самолетов. Мне пришлось приложить немало усилий, проявить инициативу и на деле доказать свой профессионализм. При этом мои коллеги-мужчины всегда оказывали мне поддержку, щедро делились знаниями и опытом, за что я им искренне благодарна. Добавлю, что сейчас, как и в профессии пилота, среди технического персонала девушек становится все больше, и это не такая уж и редкость теперь. 

8. Что больше всего нравится в работе?

-  Для меня сама атмосфера нахождения в среде технического обслуживания самолетов на перроне или в ангаре приносит удовольствие и понимание, что это мое. Наша работа сопряжена с высокой степенью ответственности, строгими регламентами и значительными объемами задач, что учит меня грамотно расставлять приоритеты, рационально использовать время и силы. Каждый день непохож на предыдущий и приносит уникальные ситуации, обогащая меня новым бесценным опытом.

9. У пилотов и бортпроводников есть различные традиции и суеверия перед рейсами, а у вас есть такие?

- Лично я не следую суевериям. Мы, технический персонал, прекрасно понимаем, что безопасность полета — это результат наших знаний, практических навыков и качества выполненной работы. Но, тем не менее, работая в авиации, сама того не замечая, реже стала употреблять слово «последний», а говорить «крайний» или «заключительный». 

10. Расскажите, как вам удаётся оставаться женственной даже в рабочей одежде?

- Как и для любой девушки, для меня важно, как я выгляжу, при этом на работе я соблюдаю особые правила. У меня есть минимум, который я поддерживаю: собранные волосы, легкий макияж, ненавязчивый аромат духов. От украшений я отказываюсь осознанно: здесь важнее соблюдать нормы безопасности.

11. Если бы не авиация, кем бы вы стали?

- В моей жизни всегда находилось место творчеству: я увлекалась фотографией, грезила о собственном фильме, несколько лет погружалась в мир флористики. Сегодня это осталось дорогим сердцу хобби. Изначально я обучалась проектированию и производству ракетно-космических комплексов, однако в итоге отдала предпочтение авиации. 

12. Что бы вы порекомендовали девушкам, которые только начинают свой путь в технической сфере? 

- Идти к намеченной цели, несмотря на стереотипы и тех, кто будет отговаривать. Важно не пренебрегать поддержкой тех, кто верит в вас, и, самое главное, — прислушиваться к собственному внутреннему голосу. Верьте в себя, следуйте своим интересам и поддерживайте себя, даже если что-то не получается с первого раза. Именно цель и внутренняя мотивация помогут сохранить уверенность в моменты преодоления трудностей.

13. И все-таки, как летает самолет?

- Я бы вам могла рассказать о тяге двигателей, подъемной силе крыла, разнице давлений, оперируя специальными терминами. Но я скажу так: самолет летает благодаря слаженной работе всех звеньев авиации — от наземных служб до летного экипажа. Ну и, конечно же, немного магии!

Наша справка

Виктория закончила бакалавриат ИГАиТД Университета Решетнёва  в 2024 г. по направлению подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (кафедра ТЭЛАД), группа БАЭ20-01. Осенью 2023 г. Виктория прошла практику в «Аэрофлот Техникс», в том числе - 4 недели в Аэропорту Красноярск на Линейной станции технического обслуживания, а затем 4 недели в Шереметьево. По словам директора ИГАиТД Евгения Кузнецова, еще в период практики в Красноярске Виктория сразу показала большую заинтересованность в получении практических навыков. А сейчас обучается в университете в заочной магистратуре


Об этом и многом другом узнайте:

При использовании информации и фото указывайте ссылку на первоисточник