1958-1994 гг.

Большое развитие получила научно-исследовательская работа. Фундаментальные работы в области сушки древесины, теории разлома волокнистых материалов, исследования лесов Тувы, Сибири, разработки методов лесного хозяйства, изучение физико-механических свойств древесины сибирских пород и в ряде других важнейших направлений дали ощутимый вклад в развитие отечественной науки. Вновь открылась аспирантура, которая служила основным источником получения высококвалифицированных кадров.

Во второй половине 50-х годов институт открывает новую главу в истории своего развития, тесно связанную с народнохозяйственными задачами г.Красноярска, края, Сибири. В городе разворачивается широкомасштабная программа строительства предприятий большой химии. Перед коллективом была поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров для химической промышленности, теоретических и прикладных разработок глубокой химической переработки древесины.

К началу 60-х годов институт имел 7 факультетов, 32 кафедры. Выпуск специалистов увеличился в 2,6 раза. Росла и материальная база. Построены здания проблемной лаборатории, 3 учебных корпуса, 4 общежития, столовая, открылись новые факультеты: заочный (1952 г.), вечерний (1962 г.), химико-технологический (1957 г.), инженерно-химикотехнологический (1958 г.), инженерно-экономический (1971 г.), химико-механический (1976 г.), химических волокон (1971 г.).

60-е годы были периодом напряженнейшего труда всего коллектива. Шло становление и развитие факультетов, кафедр, лабораторий, подготовка преподавательских и научных кадров.

В 70-е годы СибТИ превратился в крупный научный центр, в котором фундаментальные исследования успешно сочетаются с прикладными разработками, непрерывно растёт объём научных исследований, выполняемых для предприятий края и страны. По тематике более 90% научных работ выполнялись по плану развития народного хозяйства РСФСР, программам Государственного комитета по науке и технике, планам АН СССР, отраслевых министерств и ведомств. За этот период экономический эффект от внедрения результатов законченных работ составил более 20 млн. рублей.

В 1980 году Сибирский технологический институт отметил своё славное 50-летие. К этому времени в стенах вуза обучалось 12 тысяч студентов на 10 факультетах и 47 кафедрах. В аудиториях и лабораториях работало 673 преподавателя, из них 9 докторов, 270 кандидатов наук, доцентов.

Ежегодно СибТИ выпускал 1500 инженеров по 15 специальностям, более 2500 первокурсников садились за парты. Ежегодно представлялось более 80 важнейших научно-исследовательских тем с экономическим эффектом до 5 млн. рублей. К научно-исследовательской работе привлекались студенты числом более 3500 человек.

Деятельность коллектива Сибирского технологического института за 50 лет была высоко оценена руководством страны. Институт был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Высокая оценка труда коллектива института обязывала не останавливаться на достигнутом, идти дальше.

В 1982 году приказом Минвуза РСФСР учебно-консультативный пункт в г. Лесосибирске был преобразован в филиал Сибирского технологического института.

В этом же году в институте создан филиал кафедры машин и аппаратов химических производств на базе Красноярского целлюлозно-бумажного комбината - первый из четырех, предусмотренных планом развития на пятилетку.

Большое внимание в первой половине 80-х годов уделялось внедрению в учебный процесс технических средств обучения.

Безусловно, новым словом в учебном процессе стало применение учебного телевидения. В четырех лекционных аудиториях (В-1, В-2, 438, 328) были установлены телевизионные комплексы на сумму более чем 400 тысяч. рублей. Одной из первых учебным телевидением была оснащена кафедра военной подготовки. 9 аудиторий подготовлено для применения кино-аудио-видеодемонстраций, 7 классов программированного контроля знаний студентов и общеинститутский класс. Фильмофонд пополнен и обновлен более 50 учебными фильмами, в стадии завершения находился вычислительный центр института.

Новые времена выдвигали задачу более современных подходов к учебно-воспитательной работе со студентами. Учитывая повышенные требования по подготовке специалистов, руководство института в ноябре 1982 года приняло решение о внедрении системного подхода к постановке всей учебно-воспитательной работы: разработка учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей на основе новых учебных планов с учетом квалифицированных характеристик специалистов, реорганизация методического совета, широкое применение в учебном процессе учебного телевидения, ЭВМ. За этот период существенно пересмотрена система производственных практик. Во время практик студент должен овладеть практическими навыками на рабочих местах, закрепить теоретические знания, глубже познать технологические процессы и получить навыки работы с трудовым коллективом.

Большим достижением коллектива, ректората, общественных организаций в первой половине 80-х годов явилась подготовка высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава. За этот период было защищено 6 докторских и 112 кандидатских диссертаций, что составило 51,7% от общего количества преподавателей со степенью и званиями. Особое внимание партком и ректорат обращал на комплексное программно-целевое планирование подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации. Составление такого плана позволило выявить немалые резервы роста кадрового потенциала.

Важнейшим направлением деятельности вуза стала работа по повышению эффективности научно-исследовательской работы. Работа велась в нескольких направлениях: совершенствовалась организация НИР; анализировалась и контролировалась эффективность научных исследований; проводилась организационная работа, связанная с более эффективной деятельностью преподавателей кафедр по госбюджетной научной тематике, с улучшением работы аспирантуры.

В результате целенаправленной работы НИОКР возросла с 70 % в 1978 году до 97,1% в 1984 г. Средний объём условной научной темы вырос с 21, 6 тыс. руб. до 35 тыс. рублей. Научные разработки таких исследователей, как профессоры Э.Н. Фалалеева, Р.С. Степанова, В.Н. Худоногова, Э.Д. Левина, В.Ф. Ветшевой, доценты Н.Т. Разумова, С.П. Достовалова, Ю.Д. Алашкевича, П.Е. Зубаня нашли практическое применение в различных отраслях народного хозяйства.

Значительный творческий вклад в успешное выполнение показателей по изобретательству внесли заслуженный изобретатель РСФСР А.В. Бывшев, И.П. Черенюк, В.Ф. Харин, Н.А. Воинов, В.П. Твердохлебов. Сотрудникам кафедры органической химии Е.Ю. Беляеву, М.С. Товбису, Я.И. Шпинелю за внедрение изобретений со значительным экономическим эффектом в 1984 г. вручены нагрудные знаки "Изобретатель СССР".

В результате широко развернувшегося движения по изобретательству в Госкомитет было подано 100 заявок. Существенную роль в развитии науки играли отраслевые научные лаборатории вуза, которые открывали большую перспективу в работе коллектива. Во второй половине 80-х годов страна встала на путь перестройки. Основная цель перестройки - повышение уровня и эффективности высшего образования, смещение акцента с количества на качество подготовки специалистов. Решение поставленных задач можно было решить на путях перехода от экстенсивно-информационного к интенсивно-фундаментальному обучению, интеграции высшей школы, науки и производства, формирования нового типа преподавателя и студента.

Сибирский технологический институт был включен Минвузом СССР в число вузов, которым разрешено частично изменять учебные планы, включать новые предметы, изменять соотношение лекционных и практических занятий при изучении различных дисциплин. Такие предметы, как физика, химия, математика наряду с общественными дисциплинами не только закладывают фундамент материалистического мировоззрения у студентов, но и должны обеспечивать полноту и широту подготовки будущих специалистов по специальным предметам. Характерной особенностью организации учебного процесса в новых условиях явилось перенесение акцента на самостоятельную работу студентов. Разработки секции (руководитель доцент Н.К. Науменко) были отмечены в 1987г. медалью на ВДНХ. Однако широкому внедрению этих разработок в учебный процесс препятствовал недостаток аудиторного фонда в институте.

Новые и сложные задачи встали перед институтом в связи с переходом на новый тип взаимодействия высшей школы, науки и производства, предусматривающий целевую подготовку специалистов на основе договоров между министерствами и ведомствами, для которых готовились кадры Минвузом СССР. В Сибирском технологическом институте действовало более 148 договоров с различными предприятиями, которые нужно было переоформить в новой нормативной базе и дополнить хозяйственными договорами на проведение совместных научных исследований.

Наконец, высшей формой интеграции высшего образования, науки и производства являлся учебно-научно-производственный комплекс (УНПК). Завершена работа по созданию УНПК, включающего СТИ, СибНПО и крупнейшее в крае производственное объединение "Красноярсклеспром", на предприятия которого распределялось более половины выпускников СибТИ. Работа этого комплекса получила положительную оценку, была впоследствии оценена положительно.

Другая форма интеграции высшей школы и производства филиалы выпускающих кафедр на предприятиях. В институте было 12 таких филиалов (кафедры технологии деревообработки, химической технологии древесины, машины и аппараты химических производств, технологии высокомолекулярных соединений и др.); завершалась работа по созданию филиалов кафедр химии и технологии переработки эластомеров, ЦБП, специальности - технология химических волокон.

Отдельно следует сказать о реализации программы интенсивной целевой подготовки специалистов (ЦИПС) для предприятий. В институте по ряду специальностей (Технология деревообработки, Химическая технология древесины, Автоматизация производственных процессов) была начата подготовка специалистов в рамках этой программы.

В реализации программы были задействованы студенты трехгодичного обучения, со средним профессиональным образованием. Они были направлены предприятиями на обучение и в большинстве случаев готовились для конкретных должностей на производстве.

Создание филиалов кафедр, УНПК, ЦИПС позволило резко поднять качество и уровень практической подготовки будущих специалистов. Заслуживает внимание опыт кафедры органической химии (зав. кафедрой профессор Е.Ю. Беляев), которая участвовала в выполнении всесоюзной программы "Химреактив". К реализации этой программы широко привлекались студенты химических факультетов. Третьекурсники, во время выполнения лабораторного практикума по органической химии, синтезировали различные органические препараты, необходимые для отраслей народного хозяйства, большинство из которых ранее закупались за валюту в зарубежных странах. На многих выпускающих кафедрах студенты-старшекурсники привлекались для выполнения научных работ в рамках госбюджетных и хоздоговорных исследований. Однако процент участия студентов в этой работе в целом по институту недостаточен.

Необходимой компонентой интенсификации учебного процесса являлась его компьютеризация. Материально-техническая база института по вычислительной технике была явно недостаточной. В СибТИ функционировало 5 компьютерных классов, три класса, оснащённых новейшей техникой.

В течение 1988 года институт получил большую электронно-вычислительную машину ЕС1036, средние ЭВМ - СМ1300, ещё дополнительно два компьютерных класса на базе мини-ЭВМ типа ДВК. Всё это позволило довести среднее время работы студента за дисплеем до 90-100 часов в год.

Институт являлся одним из исполнителей межвузовской программы СЭВ по компьютеризации учебного процесса, разработок автоматизированных обучающих систем, систем автоматического проектирования.

Чрезвычайно остро встал вопрос об общекультурной, гуманистической направленности технического образования. В СТИ закончена разработка программы культурно-эстетического воспитания студентов, которая объединяла работу в этом направлении кафедры общественных наук, общественных организаций: комсомольской и профсоюзной, факультета общественных профессий, студенческого клуба, народного университета культуры. В рамках этой программы была создана кафедра культурно-эстетического воспитания студентов. В вузе была разработана программа социально-бытового устройства студентов и преподавателей. Открыт современный санаторий-профилакторий на 100 мест, введено в эксплуатацию общежитие N 6, продолжалось строительство общежития N 7 для сотрудников вуза, жилого дома на 90 квартир, заканчивалось строительство 12-квартирного дома на учебной базе, овощехранилища на 300 тонн.

В связи с перестройкой в стране в вузе впервые прошли мероприятия по выдвижению кандидатов для участия в конкурсе на должность ректора.

После обсуждения выступлений кандидатов, многочисленных вопросов членов ученого совета большинством голосов был избран на должность ректора Бука Эдуард Станиславович.

1990 - 1991 годы для института были насыщены кропотливой творческой работой в новых условиях. Постепенно, не ломая старого, опираясь на огромный опыт, коллектив и руководство вуза, максимально используя резервы, приступили к выполнению программы "выживания" и дальнейшего развития вуза.

Впервые в истории высшей школы России в 1992 году институту предстояла государственная аттестация. Это требовало больших интеллектуальных и материальных затрат.