1980-1990 гг.

Ректор Осипов Владимир Михайлович

        В XI пятилетку 1981-85 гг. завод-втуз вступил с новым ректором, в 1980 г. им был назначен Осипов Владимир Михайлович, кандидат физико-математических наук, доцент, прибывший в Красноярск для работы по приглашению руководства головного вуза из Томского политехнического института. Прежний ректор В. Н. Севастьянов был переведён на работу в крайком партии и возглавил отдел науки и учебных заведений (в настоящее время он является профессором Сибирского государственного технологического университета, депутатом Законодательного собрания края). Произошла реорганизация и в управлении учебной и научной работой в заводе-втузе. Расширение масштабов подготовки кадров, форм обучения, задачи более целенаправленной работы в области совершенствования образовательной деятельности, развития научно-методической работы и организации НИР обусловили введение вместо должности проректора по учебной и научной работе двух должностей: проректора по учебной работе (им был назначен к.т.н., доцент Филатов Виктор Васильевич, заведующий кафедрой летательных аппаратов) и проректора по научной работе (к.т.н., доцент Лукьяненко Михаил Васильевич).

        Начальный период деятельности нового ректора был отмечен повышенным вниманием к вопросам фундаментализации инженерного образования, значимости общенаучных знаний в содержании специального обучения. В. М. Осипов, являясь прекрасным ученым-математиком (в настоящее время он доктор физико-математических наук, профессор Красноярской государственной академии цветных металлов и золота), определил в качестве приоритетных задач укрепление кадрового состава кафедр высшей математики и физики преподавателями с базовым университетским образованием, имеющим учёные степени и звания. Этот период отмечен разработкой и внедрением планов непрерывной физико-математической подготовки студентов всех инженерных специальностей вуза, усилением взаимодействия выпускающих и общенаучных кафедр вуза. В институте под руководством проректора по учебной работе начал функционировать научно-методический совет и его секции по различным направлениям деятельности. В практику вошло систематическое проведение общеинститутских, факультетских и кафедральных семинаров по проблемам научно-педагогической деятельности преподавателей, активизировалась работа по повышению педагогической квалификации преподавателей.

Организация учебного процесса

        На усилении внимания кафедр к вопросам учебно-методической работы сказалось и то, что в 1982 г. Минвуз СССР инструктивным письмом № 32 от 12 октября 1982 г. обязал кафедры всех вузов страны развернуть работы по формированию учебно-методических комплексов по дисциплинам (УМКД). Этот документ вызвал у работников высшей школы противоречивую реакцию, поскольку он однозначно определил направление деятельности всех преподавателей в части организации методического обеспечения каждой учебной дисциплины. Дискуссия вокруг этого документа развернулась в печати, на совещаниях и конференциях работников высшей школы. Идея упорядочения решения вопросов учебно-методического обеспечения дисциплин и введения в этой области определенных стандартов имела определенные положительные стороны, но поголовное её распространение без внимания к особенностям учебных курсов, форм и методов организации работы со студентами, индивидуальных методик обучения и сложившихся в вузах научно-педагогических школ, вызывало в коллективах вузов зачастую негативное отношение. И тем не менее приказ действовал, система контроля за его исполнением была запущена, кафедры вузов на 2-3 года были "заряжены" на разработку УМКД. Как это часто бывает, абсолютное решение постепенно было адаптировано под реальные потребности в проведении этой работы, однако пик учебно-методической активности многих кафедр пришёлся именно на это время. 1985 г. был определён сроком введения УМКД в полном объеме. Это обусловило значительное увеличение в этот период объёма издаваемой на кафедрах внутривузовским путём учебно-методической литературы (ежегодно по 120-140 печатных листов), сориентировало кафедры на более активную работу по внедрению новых методов обучения, электронно-вычислительной техники и т. п.

        В это же время были переработаны учебные планы всех специальностей, откорректированы графики работы студентов на предприятии. Рабочие учебные программы всех дисциплин были переработаны под требования УМКД. Формирование УМКД было непростым делом, поскольку затрагивало все стороны учебно-воспитательного процесса, включая организационно-экономическую, психологическую, мировоззренческую, профессиональную готовность будущих специалистов к самостоятельной работе.

        Полезным в работе того времени было усиленное внимание к организации научно-исследовательской деятельности студентов. Воспитание творчеством становилось одним из главных приоритетов кафедр. По большому счёту справедлив тезис о том, что "по активности в научно-исследовательской деятельности студентов можно судить об уровне научной работы кафедр". Студенческая наука того времени была отмечена рядом достижений на межвузовских научно-технических конференциях, а на базе завода-втуза в 1982 г. была впервые проведена Всесоюзная студенческая научная конференция заводов-втузов. В ней участвовали студенты практически всех заводов-втузов страны и вузов г. Красноярска, это был один из первых опытов вуза по организации научных конференций такого уровня, который свидетельствовал о хорошей постановке в вузе научной работы. Большое внимание в этом плане отводилось исследованиям по запросам производства и учёту практических нужд предприятия, повышению экономической эффективности результатов исследований. В перечне направлений научных исследований вуза появилась тематика по социально-экономическим проблемам предприятий и региона. Началось проведение социологических исследований как в вузе, так и на предприятиях Ленинского района. Организованную при кафедре общественных наук социологическую лабораторию возглавил Великий Пётр Панфилович, заведующий кафедрой, будущий доктор философских наук.

Ректор Беляков Геннадий Павлович

        В октябре 1983 г. в должности ректора завода-втуза (пятого с начала работы вуза) был утверждён Беляков Геннадий Павлович, кандидат экономических наук, доцент, с 1979 г. возглавлявший кафедру экономики, организации и управления производством. В 1966 г. он закончил завод-втуз по специальности "Двигатели летательных аппаратов", после чего до 1974 г. работал руководителем ряда производственных подразделений "Красмашзавода". В период 1974-1977 гг. проходил обучение в целевой аспирантуре Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, защитил кандидатскую диссертацию и в 1977 г. приступил к преподавательской работе на кафедре экономики, организации и управления производством.

Г. П. Беляков является крупным учёным в области управления производством. Под его научным руководством выполнен широкий комплекс исследований в интересах развития Красноярского края, в том числе по проблемам создания промышленных узлов, ТПК, совершенствованию управления промышленными предприятиями, перехода экономики края на рыночные отношения. Им опубликовано более 90 научных трудов, 2 монографии и учебное пособие "Основы системотехники", подготовлено 8 кандидатов наук. Профессор Г. П. Беляков является председателем диссертационного совета по специальности "Экономика и управление народным хозяйством", действительным членом Академии транспорта, Академии менеджмента и рынка, членом-корреспондентом СО АН ВШ, заместителем Председателя Совета ректоров вузов Красноярского края, председателем научно-методичеcкого совета по гуманитарным и социально-экономическим наукам регионального учебно-методического центра Минобразования России. В 1999 г. профессору Г. П. Белякову присвоено почётное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации".

С назначением Г. П. Белякова ректором завода-втуза начался новый этап в становлении и развитии вуза. Практически с первых дней в качестве главной им была определена задача выделения завода-втуза в самостоятельное высшее учебное заведение, которое в тесном взаимодействии с базовыми предприятиями должно обеспечить подготовку специалистов и научные исследования на уровне ведущих вузов страны. А для этого на принципиально новый уровень необходимо было поставить все направления деятельности завода-втуза: учебное, научное, кадровое, развитие материальной базы. И надо сказать, эти задачи были решены в достаточно короткий период. Целенаправленная работа началась с укрепления взаимодействия с руководством базовых предприятий, отраслевого министерства и Минвуза РСФСР. При этом в каждом виде деятельности сразу были определены те индикаторы, достижение которых обеспечивало вузу будущую самостоятельность. С другой стороны, более чётко определялись задачи каждого подразделения вуза. На новый уровень были поставлены вопросы планирования деятельности вуза, факультетов, кафедр, поднималась роль и ответственность руководителей подразделений.

За годы работы Г. П. Беляков сложился как руководитель высшей школы. Его умение определять перспективу развития, установка на новаторский и творческий подход в решении вопросов организации обучения способствовали тому, что, бывший самым малым в крае, вуз стал одним из наиболее динамично развивающихся учебных заведений России.

Структурные изменения

        Начало работы ректора было отмечено созданием ряда новых структур. В 1983 г. состоялось избрание деканов факультетов. На должность декана механического факультета был избран к.т.н., доцент Н. И. Амосов, машиностроительного - к.т.н., доцент В. Е. Кравченко, приборостроительного - к.ф.-м.н., доцент Д. А. Лаптей, вечернего - к.т.н., доцент В. П. Кснаткин.

        В 1984 г. в институте как структурное подразделение создается отдел инженерно-производственной подготовки, и вводится должность проректора по инженерно-производственной подготовке, в сфере деятельности которого основными вопросами становятся укрепление связей с предприятиями, организация инженерно-производственной подготовки, повышение её эффективности. На эту должность назначается Новиков Валерий Гаврилович, к.т.н., доцент, выпускник вечернего отделения завода-втуза 1968 г. Его большой опыт производственной и общественной работы на "Красмашзаводе" естественным образом способствовал установлению нового уровня отношений между производственными подразделениями предприятия и кафедрами вуза. В ряде отделов предприятия вскоре появились секции студенческого конструкторского бюро, объединявшего около 200 студентов: "Конструктор", "Сварщик", "Технолог", "Поиск", "Автоматика", "Алгоритмы", "Агрегат" и др., резко возросла активности студентов в рационализаторской и изобретательской работе, этот вид деятельности вошёл в качестве обязательного при прохождении инженерно-производственной подготовки студентов. В практику вошло проведение конкурсов студентов в период их работы на производстве, 10 лучших студентов отмечались приказом директора завода как лауреаты конкурсов с вручением материального вознаграждения.

        В 1984 г. на должность проректора по административно-хозяйственной работе был назначен выпускник завода-втуза 1981 г. Смолов Александр Владимирович, работавший до этого заведующим лабораториями кафедры М-1. С его приходом существенно оживилась работа по развитию материальной базы вуза. Он принял самое активное участие в решении задач проектирования и начала строительства нового учебно-лабораторного корпуса, создания собственного автохозяйства и вспомогательных служб, оснащения учебного процесса современным оборудованием и вычислительной техникой.

        В работу со студентами и в решение организационных вопросов совершенствования системы обучения был включен широкий круг ведущих специалистов предприятий: по "Красмашзаводу" - В. А. Моисеев, А. Я. Китаев, В. Ф. Мокин, Л. А. Ковригин, Б. А. Парфёнов, А. М. Ваганов, М. А. Лубнин, В. П. Варигин, А. Г. Гагарин, А. И. Дубовой, И. В. Етеревский, М. П. Емельянов, Н. А. Коваленко, А. И. Гришин, Б. А. Кезин, В. Н. Литвинов, П. И. Шурыгин, О. П. Якубович, А. С. Мишин, М. М. Кузнецов, Н. Н. Меньшов, А. А. Бородин, С. И. Вологдин, Г. А. Черноусов, А. А. Зубков; по заводу холодильников "Бирюса" - В. С. Слинкин (директор предприятия), Б. М. Тарасевич, В. Е. Суровцев, В. А. Добридон, М. И. Трапезников, В. В. Карев, В. И. Сазонов, Ю. И. Носов, Ф. А. Черноусов, Н. Л. Корниенко, И. С. Голубович; по НПО ПМ - Г. И. Григоров, В. П. Савин, Ф. М. Климов, В. А. Бартенев, Г. Д. Киссельман, Л. А. Швалюк, Р. П. Туркенич, В. А. Ганженко, Ш. Н. Исляев, В. А. Раевский и др.

        В вузе начал работать учебно-методический совет по инженерно-производственной подготовке с участием представителей базового предприятия. Повысилась реальность курсового и дипломного проектирования студентов. Предложения государственных экзаменационных комиссий по итогам защиты дипломных проектов на отдельных специальностях направлялись в специальную комиссию, организованную при главном инженере предприятия для отбора и последующего внедрения в производство. Комиссия Минвуза РСФСР, осуществлявшая в 1984 г. проверку работы вуза, дала высокую оценку совместной деятельности кафедр и производственных подразделений в учебной работе со студентами. В этом же году в заводе-втузе был издан первый межвузовский сборник научно-методических работ "Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях завода-втуза", в котором был широко освещён опыт работы вузов страны в области интегрированных форм подготовки специалистов. В 1985 г. приказом директора предприятия за кафедрами вуза было закреплено 15 подразделений "Красмашзавода" в качестве экспериментально-производственной базы учебного процесса. В том же году, для развития в вузе целевых форм подготовки специалистов, было введено заблаговременное (за два года до окончания института) распределение студентов на предприятия отрасли.

Укрепление материально-технической базы

        Прогрессом в решении вопросов укрепления материально-технической базы вуза явилась постановка завода-втуза в 1984 г. на самостоятельное снабжение в Главснабе Минвуза РСФСР (до этого эти вопросы решались через КПИ). Началась целенаправленная работа с отраслевым министерством и базовыми предприятиями по обеспечению вуза оборудованием, приборами, средствами вычислительной техники. Только в 1985 г. "Красмашзавод" передал вузу оборудования на 1 млн руб., в МОМе были решены вопросы выделения ЭВМ EC-1036; СМ-1420. Организованный в 1984 г. вычислительный центр вуза (его первый начальник - Сарычев Виктор Александрович, ныне к.т.н., доцент) был оснащен ЭВМ третьего поколения (СМ-1, СМ-4, "Наири-4 АРМ", "Электроника 100/25", микроЭВМ "Электроника 60", ДЗ-28 и др.). По сути, с этого времени работа по внедрению ЭВМ в учебный процесс была поставлена на плановую основу. Во втором квартале 1987 г. вуз получил через МОМ ЭВМ ЕС-1036, 10 микроЭВМ "Искра-1256", "Роботрон-1715", и вскоре в вузе были введены в эксплуатацию первые 5 дисплейных классов. Казалось бы, это было совсем недавно, а сегодня этой техники в вузе уже нет, обновление в этой сфере идёт настолько быстрыми темпами, что буквально через 2-3 года меняются типы ЭВМ и их программное обеспечение. Порой не верится, что всего лишь 15 лет назад ЭВМ по-настоящему начали внедряться в учебный процесс.

        Завод-втуз явился инициатором открытия в Ленинском районе г. Красноярска учебного центра информатики и вычислительной техники. В 1986 г. в вузе была открыта кафедра ИВТ (зав. кафедрой - к.т.н., доцент В. А. Сорокин), которой было выделено отдельное помещение на условии, что в школах всего района будет развёрнута работа по информатизации и внедрению ЭВМ в учебный процесс. Реконструкция и оборудование кафедры и центра информатики осуществлялись с помощью ряда служб базового предприятия под личным контролем Генерального директора. Объём выделенных средств на оснащение и ремонт центра составил более 600 тыс. руб., и его открытие в 1987 г. явилось заметным событием не только в жизни района, но и всего города. За 1988 г. в центре прошли обучение и переподготовку более 1500 школьников, учащихся техникума и ПТУ, около 200 инженеров предприятий района. Это был первый опыт комплексного решения проблемы информатизации образования, на много лет вперед кафедра ИВТ стала методическим центром для всех учебных заведений района в вопросах внедрения ЭВМ в учебный процесс.

Научно-исследовательская лаборатория и сотрудничество с вузами страны

        По-прежнему особое внимание уделялось работе с научно-педагогическими кадрами и повышению их квалификации. С этой целью налаживалось более тесное сотрудничество с вузами страны. В 1985 г. договоры о творческом сотрудничестве были заключены с Московским авиационным институтом, Московским энергетическим институтом, Московским авиационно-технологическим институтом, Московским заводом-втузом, Ленинградским политехническим институтом, Ленинградским инженерно-экономическим институтом, Новосибирским госуниверситетом. В этом же году в вузе была открыта первая отраслевая научно-исследовательская лаборатория систем управления электронно-лучевой сваркой и диффузионной сваркой. Свидетельством научной активности вуза явились защиты в течение 1981-1985 гг. двух докторских и 29 кандидатских диссертаций. Для завершения работы над докторскими диссертациями на должность научных сотрудников было переведено 4 преподавателя. В 1985 г. впервые двум сотрудникам вуза было предоставлено право приёма и руководства аспирантами (профессор Ю. Д. Тропин, доцент М. В. Лукьяненко). Расширилась тематика и объёмы НИР, тематический план 1985 г. включал 34 работы, в том числе 21 - по хоздоговорам и 13 - по госбюджету общим объёмом 735 тыс. руб. Все хоздоговорные работы выполнялись по важнейшей тематике, из них 7 - по Постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР, 3 - по целевым программам Минвуза РСФСР, 2 - по отдельным решениям МОМа СССР.

25-летний юбилей вуза

        1985 г. явился годом 25-летнего юбилея вуза. В торжествах по случаю этого праздника принял участие первый ректор завода-втуза Евгений Николаевич Капустянский, представители Минвуза РСФСР и отраслевого министерства, руководители многих предприятий. К тому времени вуз решил главную задачу - стабильное обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, которые хорошо зарекомендовали себя на местах и были готовы решать с каждым годом всё более усложняющиеся производственные задания. Только на "Красмаше" к тому времени работало более 2000 выпускников, из которых 11 являлись начальниками и заместителями начальников крупных производств, около 100 - начальниками цехов, отделов и их заместителями. К тому времени более 600 работников "Красмаша", в том числе из числа руководителей предприятий, получили высшее образование без отрыва от производства.

        Близость к отрасли и её проблемам всегда являлась сильной стороной вуза, поскольку позволяла своевременно отслеживать и учитывать в работе тенденции развития производства. Вторая половина 80-х гг. в жизни предприятия, как и всего оборонного комплекса, отмечена наступлением так называемой конверсии производства, когда объёмы выпуска основной продукции стали существенно снижаться, а предприятия в основном самостоятельно должны были выбирать стратегию развития и определять новые виды продукции. Для "Красмаша" естественным выбором с учётом длительной перспективы и технологических возможностей явилось производство разгонных блоков ракет, обеспечивающих вывод на орбиты космических аппаратов. Более сложным выбором стало производство товаров народного потребления, машин и оборудования для перерабатывающих отраслей и промышленности.

        С переходом на хозрасчёт и самофинансирование существенно возрастала роль подразделений и служб главных специалистов в разработке стратегии технического перевооружения. В новых условиях она направлялась на решение двух главных задач: неуклонного повышения технического уровня производства и обеспечения реального эффекта в снижении трудовых и материальных затрат и получения максимальной прибыли; обеспечения своевременной технической подготовки производства для освоения новых изделий и полной загрузки предприятия.

        На производстве менялась идеология планирования, организация выполнения и контроля. Вопросы технического перевооружения стали решать не сверху, с уровня министерств, а на рабочих местах, на участках и цехах. В этих условиях возрастала роль инициативных работников, подготовка таких кадров становилась заботой каждого перспективно мыслящего руководителя. Вместе с руководством вуза дирекция базовых предприятий изыскивала возможности совершенствования подготовки инженерных кадров и переподготовки специалистов.

        Примечательным стал совместный приказ двух министерств - Министерства общего машиностроения и Минвуза РСФСР от 29.01.87 г. № 16/46 "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки специалистов в заводе-втузе". В нём нашли отражение практически все важнейшие аспекты, определяющие уровень подготовки специалистов. В качестве приоритета было определено развитие материально-технической базы вуза. К тому времени уже были проведены предварительные работы по технико-экономическому обоснованию строительства за счёт отрасли нового учебно-лабораторного корпуса института площадью 26 тыс. кв. м. Большую работу по подготовке проектно-технической документации для нового корпуса и решению в Минобщемаше вопросов начала его строительства и развития материальной базы вуза провёл в то время проректор по административно-хозяйственной работе Смолов Александр Владимирович. Проектная документация на строительство была разработана в Восточно-Сибирском филиале института "Гипромашпром", с руководством которого и главными специалистами осуществлялось постоянное взаимодействие (П. С. Кусонец, Н. Н. Поляев, Ф. Р. Каипов, В. И. Васильев, И. И. Попов).

        С целью поднятия на новый уровень организации научно-исследовательской работы в заводе-втузе по рекомендации ректора Красноярского политехнического института Ставера Анатолия Михайловича на должность проректора по научной работе в 1987 г. был приглашен к.т.н., доцент Василенко Николай Васильевич, работавший до этого в КПИ заведующим кафедрой теории и конструирования механических систем. Обладая хорошими организаторскими способностями, настойчивостью в достижении поставленных целей, Н. В. Василенко в достаточно короткий период добился существенного увеличения объемов и расширения тематики научных исследований, активизации издательской деятельности. С его участием были решены задачи открытия аспирантуры, организации советов по защитам диссертаций, укреплены научные связи с НПО прикладной механики.

        За два года, истёкшие со дня издания приказа, на оснащение вуза средствами вычислительной техники отрасль и производственные объединения выделили более 3 млн. руб., более чем в 3 раза был увеличен объём проводимых в вузе научно-исследовательских работ, организовано 3 отраслевых научно-исследовательских лаборатории.

        В области учебной деятельности в больших масштабах стали развиваться целевые и индивидуальные методы подготовки. Значительно расширилось участие ведущих специалистов производства в работе кафедр вуза. В научно-производственном объединении прикладной механики в 1987-1989 гг. открылись ряд филиалов выпускающих кафедр: летательных аппаратов; систем управления летательными аппаратами; экономики и организации производства. В перечне специальностей вуза появились две новые специальности: электронное машиностроение; конструирование и производство изделий из композиционных материалов.

        В области кадровой политики существенным моментом стало приглашение на работу в вуз высококвалифицированных научно-педагогических работников из ведущих вузов страны: Ленинградского механического института (заведующий кафедрой высшей математики В. И. Муравьев), Ленинградского политехнического института (заведующий кафедрой композиционных материалов В. В. Трофимов), Белорусского радиотехнического института (профессор В. О. Чернышов), Томского политехнического института (профессор В. А. Дмитриенко, доценты А. Г. Савенко, В. П. Каширин, Н. А. Князев, А. А. Савенко). Это существенно сказалось на уровне работы ряда кафедр вуза.

Преобразование завода-втуза

        1989 г. вошёл в историю вуза как год преобразования завода-втуза - филиала КПИ в самостоятельный вуз - Красноярский институт космической техники. 12 июня 1989 г. вышло Постановление Совета Министров СССР № 470 "О создании Красноярского института космической техники - завода-втуза".

        Вуза с подобным названием в стране не было, и хотя оно полностью отвечало тем задачам, которые завод-втуз в течение почти 30 лет решал для аэрокосмической отрасли, добиться такого имени учебному заведению, работающему на базе предприятия оборонного комплекса, в то время было не простым делом. Это по-своему интересная история, которую в подробностях с удовольствием вспоминают до сих пор Генеральный директор предприятия В. К. Гупалов и ректор академии Г. П. Беляков. В решение этого вопроса были включены руководители Минобщемаша СССР, Минвуза РСФСР, ответственные работники ЦК КПСС, личное участие в преобразовании завода-втуза в институт космической техники приняли заместитель министра высшего и среднего образования СССР Ф. И. Перегудов, министр высшего и среднего специального образования РСФСР И. Ф. Образцов.

        На торжественной церемонии открытия Красноярского института космической техники перед преподавателями, сотрудниками и студентами выступили представители Гособразования СССР, Минвуза РСФСР, Минобщемаша СССР, Красноярского крайкома партии, руководители базовых предприятий. В мероприятиях, проводимых в вузе в честь этого события, участвовали лётчики-космонавты СССР. Основные задачи и перспективы развития нового вуза нашли отражение в совместном приказе отраслевого министерства и Минвуза РСФСР от 13.01.89 г. № 144/333 "О мерах по выполнению Постановления Совета Министров СССР от 12.06.89 г. № 470".

        В истории вуза 1989 г. отмечен серьёзными достижениями во всех видах деятельности. В ежегодном отчёте института за 1989 г. был представлен качественно новый уровень работы - сказалась основательная подготовка к преобразованию филиала в самостоятельный институт. В 1989 г. было открыто две новых специальности, и их общее количество в вузе составило 9. Важными подразделениями в подготовке специалистов стали инженерный центр "Волновые процессы и технологии" и новые отраслевые научно-исследовательские лаборатории электрофизических и электрохимических методов обработки, автономных систем электроснабжения космических аппаратов, модульных роботов, манипуляторов и приводов с волновыми механизмами. В 1989 г. в институте было защищено 3 докторских и 12 кандидатских диссертаций, представлено к защите 6 докторских и 7 кандидатских диссертаций. В этом же году в вузе открылась аспирантура по 15 научным специальностям и осуществлён приём первых 18 аспирантов. Рядом с административным корпусом была развёрнута строительная площадка и начато строительство первой очереди нового учебно-лабораторного корпуса. Произошло существенное обновление парка ЭВМ, в течение года на эти цели было затрачено около 1,5 млн. рублей, общее число рабочих мест в дисплейных классах достигло 150, в них устанавливали современные ПВЭМ типа IBM. В том году активно заявили о себе на производстве студенты, ими было подано более 150 рационализаторских предложений. Совместно с предприятием было организовано два УНПК: "Композит" и "Сварщик". В академии был открыт новый факультет - гуманитарный, его первым деканом стал доктор философских наук, профессор В. А. Дмитриенко. Первые 30 слушателей были зачислены на обучение на спецфакультет по переподготовке специалистов в области информатики и вычислительной техники.

Довузовская подготовка

        Ряд крупных мероприятий было проведено в области довузовской подготовки. Совместно с Красноярским университетом в 1989 г. в Красноярске-45 (Зеленогорск) была открыта школа-интернат с космической специализацией (Школа космонавтики), в неё был проведён первый набор талантливых ребят со всего края - в 10-й класс зачислено 55 человек. В Красноярске-26 открыли малый факультет космонавтики, на который были зачислены 120 школьников, увлекающихся космонавтикой и склонных к техническому творчеству. В школах г. Красноярска было организовано 6 специализированных классов по профилю авиаконструирования, радиоэлектроники, информатики и вычислительной техники с 3-летним сроком обучения.

        Показатели научной квалификации профессорско-преподавательского состава были доведены в год открытия института космической техники до среднеминистерских показателей. На 17 кафедрах института работало 16 докторов и более 100 кандидатов наук, доля лиц с учёными степенями и званиями составляла 60 %. До 2,5 млн руб. возрос объём проводимых на кафедрах исследований по хоздоговорной и бюджетной тематике. В 90-е гг. вуз входил с хорошей динамикой и большими планами по развитию.