1994-1997 гг.

На основании всеобъемлющей проверки, анализа потенциала и динамики развития Сибирского технологического института вуз успешно прошел процедуру государственной аттестации. Руководство и коллектив института с должным вниманием отнеслись к рекомендациям государственной комиссии. Были разработаны мероприятия по их реализации, и как результат выполнения программы развития вуза в июне 1994 года СибТИ переименован в Красноярскую государственную технологическую академию.

Решением Госкомвуза России Красноярской технологической академии выдана лицензия N 16Г-428 от 06.03.94 г. на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования.

За период 1992 - 1996 гг. в КГТА проведены мероприятия по вхождению вуза в рыночную экономику.

Открыты 17 новых специальностей (направлений), подготовки специалистов:

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, Информатика и вычислительная техника, Автоматизация и управление, Профессиональное обучение, Социальная работа, Машины и аппараты пищевых производств, Машины и оборудование природообустройства и защиты окружающей среды, Бухгалтерский учёт и аудит, Экономика, Менеджмент, Технология электрохимических производств, Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов, Биотехнология, Стандартизация и сертификация в химико-лесном комплексе, Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, Природоохранное обустройство территорий, Безопасность жизнедеятельности.

В начале и середине 90-х годов в вузе создано дополнительно 28 филиалов кафедр на промышленных предприятиях, в организациях и учреждениях; и их общее количество - составило 38.

В целях совершенствования деятельности вуза по международному сотрудничеству в области высшего образования, науки и повышения квалификации создана служба по международным академическим обменам, введена должность проректора по международным академическим обменам. Как итог такой деятельности - заключение договоров с зарубежными университетами, в СибГТУ стали обучаться иностранные студенты.

Для совершенствования системы дополнительного и послевузовского образования создан Центр дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.

На базе КГТА создан Международный муниципальный учебный центр, филиал открытого Российского университета. В состав КГТА вошел высший колледж информатики. Была разработана и внедрена система рейтинговой оценки деятельности факультетов и кафедр. В конце 1991 года в КГТА был открыт Гуманитарный факультет, открыты Центр подготовки и переподготовки специалистов в области социальной работы, Центр непрерывного экологического образования и научных исследований и Центр новых информационных технологий.

В целях совершенствования системы профессионального непрерывного образования создана ассоциация "Сибирский технологический университет", учредителями которой стали: КГТА, Красноярское краевое учебно-производственное объединение профессионального образования, Красноярский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, 15 колледжей и техникумов лесного и химико-лесного комплекса Сибири, Якутии и Забайкалья. Создан научно-практический центр формирования творческой личности на базе КГТА и школы-лицея N20.

На базе КГТА, КГУ, КГТУ и ВЦК СО РАН создан Красноярский межвузовский центр информационных технологий в экологическом образовании.

Для консолидации научно-технического потенциала региона и подготовки кадров для деятельности вузов в малом бизнесе по внедрению наукоемких технологий на базе КГТА был создан Восточно-Сибирский филиал Центра содействия научно-техническому предпринимательству высшей школы Министерства образования России.

В академии впервые были открыты два докторских специализированных совета по трем специальностям: Неорганическая химия; Технология и оборудование химической переработки древесины; Технология и оборудование деревообрабатывающих процессов, древесиноведение.

На базе КГТА были созданы: Восточно-Сибирское отделение Российской академии проблем качества, филиал Восточно-Сибирского отделения Российской академии естественных наук.

Это позволило более оперативно концентрировать научные силы на решении актуальных задач.

Профессорско-преподавательский коллектив составил к 1996 г.: докторов наук, профессоров - 31 (5,1%) и кандидатов наук - 313 (51,8%), что составляет 56,8% лиц с учеными степенями и званиями.

Среди ППС: 2 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 5 заслуженных изобретателей Российской Федерации, 1 лауреат Государственной премии.

Из числа профессорско-преподавательского состава в период 1992-1996 гг. избраны действительными членами: Международной академии высшей школы - П.М. Матвеев: Международной академии информатики - Г.А. Дорер: Российской академии естественных наук - С.М. Репях, В.Ф. Полетайкин, В.Н. Худоногов, Р.А. Степень, В.С. Петров; Российской академии проблем качества - Э.С. Бука, С.М. Репях, В.Ф. Полетайкин, В.Н. Невзоров, Р.Н. Матвеева.

Избраны членами-корреспондентами: Международной академии высшей школы - С.М. Репях, И.А. Кедринский, В.А. Федоров, А.Г. Лундин, В.С. Петров: Российской академии технологических наук - Э.С. Бука, Е.Ю. Беляев, В.Ф. Корпачев, Ю.Д. Алашкевич; Российской академии естественных наук В.В. Огурцов, Р.Н. Матвеева, В.Н. Невзоров.

В структуре академии функционировало 49 кафедр и 12 факультетов. Высококвалифицированный кадровый состав сформировался на кафедрах органической химии (100%); технологии порохов и твердых ракетных топлив (100%); геодезии (100%); химической технологии древесины (94%); технологии целлюлозно-бумажного производства и химических волокон (94%); неорганической химии (90%); дендрологии (75%); лесной таксации и лесоустройства (85%); лесных культур (85,7 %); экологии и защиты леса (71,4%); машин и аппаратов химических производств (87,5%); физической химии (87%), станков и инструментов (80%).

Увеличилось количество кафедр, возглавляемых докторами наук, профессорами с 30% в 1992 г. до 36,7% в 1995 г.

Базовое университетское образование имели 90 преподавателей (14,9%). Средний возраст ППС - 46 лет; зав. кафедрами - 50 лет; профессоров - 62 года; доцентов - 51 год; ст. преподавателей - 45 лет; преподавателей, ассистентов - 31 год.

Подготовка научно-педагогических кадров академия осуществляет через аспирантуру по 19 специальностям. Руководство аспирантурой было поручено ведущим ученым академии. Наиболее плодотворно осуществляют руководство аспирантами доктора наук, профессора: И.А. Кедринский, Е.Ю. Беляев, С.М. Репях, В.Ф. Ветшева, Р.Н. Матвеева. Одним из недостатков в работе аспирантуры была ее низкая эффективность. За период 1993-1995 гг. окончили аспирантуру 23 человека. Защищено 7 докторских диссертаций.

Разработаны Положение об аспирантуре, Положение об именных стипендиях ученого совета для аспирантов очного обучения, которые предусматривали комплекс мер по материальному стимулированию сотрудников академии, работающих над выполнением кандидатских и докторских диссертаций.

Реализация всех этих мероприятий позволило улучшить работу по подготовке кадров высокой квалификации. За последние пять лет защищено 47 кандидатских диссертаций.

За последние 5 лет академия не получила ни одной рекламации на выпускников. Руководители объединений, предприятий, учреждений и организаций давали только высокую оценку качеству подготовки специалистов.

Председатели ГАК в своих отчётах отмечали актуальность тематики дипломных проектов (работ), технико-экономическую обоснованность принимаемых решений, использование вычислительной техники и машинной графики при проектировании. Тематика и содержание дипломных проектов соответствует профилю специальностей.

В эти годы впервые в академии стало развиваться международное сотрудничество в области образования и науки. Были налажены международные связи с зарубежными странами - США, Францией, Германией, Англией, Кореей, Китаем, Норвегией, Сирией, Индией, Португалией, Японией. Основные направления международного сотрудничества: социальная работа, менеджмент, экология, иностранные языки. Проводится работа по международным образовательным и научным программам, обучение студентов и аспирантов за рубежом. Аспиранты учились в Нью-Йорском университете, стажировались в Японии, 2 студента обучалось в университете г.Талса (США). Установлена связь кафедры социальной работы и социологии КГТА с институтом социальной работы г. Ренна (Франция) по развитию совместной международной деятельности и созданию международного центра подготовки и переподготовки социальных работников. 18 студентов гуманитарного факультета проходили 2-недельную стажировку в Германии. Осуществлялся обмен преподавателями с университетами Германии, Китая, Норвегии. В КГТА обучалось 2 студента из Сирии и 1 из Индии. В 1996-1997 гг. в академии проходили стажировку по специальности 260100 два студента Дрезденского технического университета, а студент лесоинженерного факультета КГТА проходил стажировку в Дрезденском техническом университете.

Продолжались целенаправленные работы по улучшению социально-бытовых условий студентов и сотрудников академии. В академии 5 общежитий общей площадью 37811 кв. м. Общая площадь, приходящаяся на 1 студента, проживающего в общежитии, составляла 17,7 кв. м. против 4,5 кв. м в 1980 г. Практически все иногородние студенты были обеспечены местами в общежитиях. В 1993 г. сдано в эксплуатацию общежитие N7 для семейных работников академии. Из студенческих общежитий было переселено 60 семей преподавателей в благоустроенные 2-комнатные квартиры.

Для проведения занятий по физическому воспитанию и спорту в распоряжении студентов имеются: спортивный зал площадью 800 кв. м; лыжная база площадью 426 кв. м; малые спортивные залы в студенческих общежитиях. Однако эта материальная база была недостаточна для проведения всех спортивных мероприятий.

Культурно-массовая работа проводится студенческим клубом, который располагает актовым залом на 500 посадочных мест, помещениями для кружковой работы общей площадью 500 кв. м; студенческий клуб имеет вокально-инструментальный ансамбль; вокальный ансамбль; рок-группу; два театральных коллектива; четыре танцевальных коллектива; две детские студии. Более 300 студентов постоянно занимаются в кружках художественной самодеятельности. В академии регулярно проводятся концерты студенческих коллективов художественной самодеятельности с привлечением самодеятельных артистов из других организаций и профессиональных артистов театров города и филармонии. С 1996 г. и в последующие годы коллектив художественной самодеятельности академии постоянно занимал первое место в смотрах - конкурсах среди вузов города.

Медицинское обслуживание студентов и сотрудников осуществляется в медицинском пункте, расположенном в общежитии N5, и в санатории-профилактории академии площадью 2200 кв. м. Лечебный блок состоит из следующих кабинетов: электролечения; теплолечения, лазеротерапии, стоматологического, процедурного и стерилизационного, ЛФК, мануальной терапии, косметического, психотерапии, гинекологии, глазного, ортопедии, в него входили лечебные души, сауна.

В составе профилактория работает квалифицированный медицинский персонал: 3 кандидата медицинских наук; 2 врача 1 категории, 3 врача II категории, медицинские сестры со стажем работы более 5 лет. Только за 1995 г. улучшили свое здоровье 1318 студентов и сотрудников академии.

В профилактории имеется столовая площадью 500 кв. м на 54 посадочных места.

В 90-е годы высшее учебное заведение переживало серьезные трудности, на организации учебного процесса, обновлении материальной базы, кадрового потенциала, связанные с недостаточным финансированием центральными органами.

Несмотря на сложные обстоятельства, академии наращивала свой потенциал, переходя на новые методы работы по всем направлениям: совершенствовались учебные программы, открывались новые специальности, активизировалась научно-исследовательская работа, обновлялась и расширялась материальная база кафедр, факультетов вуза в целом. Велась огромная работа по повышению качества выпускаемых специалистов. Вопреки прогнозам, количество студентов не только снизилось, но и значительно возросло. Постепенно вуз начал осваивать рыночные формы работы. В 1997 году по итогам аттестации академии вуз получает новый, наиболее престижный статус университета.