Институт передовых производственных технологий (далее – Институт) является научно-образовательным структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» (далее – Университет), создан на основании решения ученого совета от 28 октября 2021 г. № 3 и приказа по университету от 29 октября 2021г. № 2420.
Полное наименование института – Институт передовых производственных технологий; сокращенное – ИППТ.
Основная цель Института – осуществление подготовки кадров по передовым программам инженерного образования для передовых технологических решений, обеспечивающих их широкое применение в аэрокосмической и иных отраслях промышленности.
Основными задачами Института являются:
определение перечня, разработка методических основ и технологии процесса реализации передовых программ инженерного образования в соответствии с концепцией, предложенной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию в январе 2020 года (модель «2+2+2») с применением индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), группового проектного обучения (ГПО), организации работы руководителей образовательных программ (РОП) и тьюторской поддержки обучающихся.
кадровое и материально-техническое обеспечение передовых программ инженерного образования.
организация образовательного процесса по передовым программам инженерного образования, включая конкурсный отбор обучающихся на программы.
организация образовательного процесса с использованием модулей передовых программ инженерного образования в рамках программ дополнительного профессионального образования широкого круга обучающихся.
методическая поддержка образовательных программ, реализуемых на основе индивидуальных образовательных траекторий;
координация работы руководителей образовательных программ и подразделений Института по обеспечению образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями;
привлечение обучающихся Института к научной и научно-технической деятельности в рамках проектного обучения;
организация и контроль научно-исследовательской работы студентов;
участие во взаимодействии с предприятиями по организации практической подготовки обучающихся, целевой подготовке и трудоустройству выпускников Института;
совершенствование учебно-методического и лабораторного обеспечения образовательной деятельности Института;
создание условий для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки, предоставление обучающимся оборудования и технических средств обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся;
организация и проведение воспитательной работы с обучающимися;
руководство деятельностью кураторов (тьюторов).
1. Кластер аддитивных производственных технологий
Руководитель: Сафронов Михаил Викторович, к.э.н., доцент кафедры организации и управления наукоемкими производствами (ОУНП)
Состав кластера:
Описание кластера:
Кластер обеспечивает практическую подготовку по дисциплинам основных образовательных программ и модулям передовых программ инженерного образования (ППИО) в рамках обучения высококвалифицированных кадров, владеющих компетенциями в области аддитивных производственных технологий.
Цели и задачи кластера:
ознакомление студентов с принципами аддитивного производства с применением технологии FDM-печати;
формирование у студентов навыков подготовки цифровой модели и изготовления изделий с применением технологии FDM-печати;
практическое применение программных средств для оптимизации процесса изготовления изделий с применением технологии FDM-печати.
Направления деятельности:
проведение практических и лабораторных занятий с применением технологии FDM;
самостоятельная работа студентов и курсовое проектирование с применением технологии FDM;
прототипирование в рамках учебно-проектной деятельности.
Наименование |
учебно-проектный класс аддитивных технологий |
Место нахождения |
ул. Гладкова, д. 6, корпус Г, аудитория Г-98 (9 этаж) |
Методы исследования |
аддитивные производственные технологии |
Оборудование |
3D принтер Hercules 2018 - 6 ед. 3D принтер Zenit3D - 2 ед. |
Наименование |
учебно-демонстрационный класс аддитивных технологий и 3D-моделирования |
Место нахождения |
ул. Гладкова, д. 6, корпус Г, аудитория Г-99 (9 этаж) |
Методы исследования |
аддитивные производственные технологии |
Оборудование |
3D принтер XYZPrinting Nobel 1.0A (УФ камера + УЗ ванна) 3D принтер Phrozen Shuffle XL Li 3D принтер Hercules Strong DUO 3D сканер Shining 3D EinScan-SP - 2 ед. 3D сканер Shining Einscan 2x Plus |
2. Кластер робототехнических технологий
Руководитель: Ходенков Алексей Александрович, к.т.н., доцент кафедры технического регулирования и метрологии (ТРМ)
Состав кластера:
учебная лаборатория современных машиностроительных производств;
учебная лаборатория оцифровки и измерения объектов машиностроения.
Описание кластера:
Подготовка высококвалифицированных кадров для индустриальных партнеров университета, качественно владеющих компетенциями в области робототехнических технологий и цифровизации производства в рамках концепции «Индустрия 4.0», а также усиление навыков практической подготовки на современном оборудовании.
Цели и задачи кластера:
Разработка и трансфер образовательных услуг опережающей подготовки кадров в области прорывных технологий аэрокосмической и иных отраслей промышленности.
Направления деятельности:
1.Реализация модулей ИППТ:
создание изделий по цифровой модели;
автоматизация технологических процессов;
индустрия 4.0;
цифровые двойники в современном машиностроении;
мобильные платформы в машиностроении;
системы машинного зрения.
2.Внедрение и использование оборудования в основном образовательном процессе, в рамках:
15.03.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, «Технология машиностроения», «Мехатроника и робототехника», «Мехатроника»;
15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, «Мехатронные технологические системы», «Автоматизированные производственно-технологические комплексы»;
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов «Ракетные транспортные системы», в рамках дисциплины – «Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость», «Производство и технологическая отработка изделий ракетно-космической техники», в рамках дисциплины – «Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость».
Наименование |
учебная лаборатория современных машиностроительных производств |
Место нахождения |
ул. Семафорная 433/1, корпус С, аудитория С2-20 |
Методы исследования |
- математическое и компьютерное моделирование; - системы технического зрения; - робототехника; - автоматизация; - аддитивные производственные технологии. |
Оборудование |
1. Роборука Dobot Magician Educational 2. КонвейерDobot Micro production line 3. Коллаборативный робот JakaZu 3 4. Вакуумным захват для коллаборативного робота 5. Захват параллельный гриппер SCHUNK PGN+P 100-1 для коллаборативного робота 6. Пневматическая линия 7. ПК с ПО: 7.1 CODESYS V2 7.2 SolidWorks 7.3 Компас 3d 7.4 Mach3 - ПО для ЧПУ станка 7.5 EXScan Pro - ПО для 3D сканера 7.6 JAKA Zu APP - ПО для коллаборативного робота JakaZu 3 7.7 DobotStudio- ПО для роборуки Dobot Magician Educational 8. Мультимедийный проектор +экран 9. Программируемый логический контроллер ПЛК200-04-CS+блоки питания 10. Датчики: 10.1 Преобразователь термоэлектрический ДТПК011-0,3/2 10.1 Преобразователь давления измерительный ПД100-ДИ0,016-181-1,0 10.2 Датчик оптический, 31х20 мм, NPN, NO+NC, N4 10.3 Датчик индуктивный ВБ2.12М.55.4.2.1.К 10.4 Датчик емкостной ВБ1.33.ХХ.30.1.1.С4 11. Мультимедийный проектор +экран 12. Комплект пневматических систем 13. Комплект мехатронных систем: двигатели, платы управления, драйверы. |
|
|
Наименование |
учебная лаборатория оцифровки и измерения объектов машиностроения |
Место нахождения |
ул. Семафорная 433/1, корпус С, аудитория С2-22 |
Методы исследования |
- математическое и компьютерное моделирование; - системы технического зрения; - робототехника; - автоматизация; - аддитивные производственные технологии. |
Оборудование |
1. 3D сканер Shining Einscan 2x Plus; 2. 3D принтер hercules 2018; 3. 3D фрезерSolidcraft CNC-4060 Z13 Mark II; 4. ПК с ПО: 4.1 Mach3 - ПО для ЧПУ станка; 4.2 EXScan Pro - ПО для 3D сканера |
3. Кластер автономных технических комплексов и систем
Руководитель: Сидоров Виктор Геннадьевич, зав. кафедрой, к.т.н., доцент кафедры систем автоматического управления (САУ).
Состав кластера:
Описание кластера:
Предназначен для проведения занятий по изучению радиоэлектронной и энергопреобразующей аппаратуры (РЭА и ЭПА) сложных автономных технических комплексов/систем.
Цели и задачи кластера:
Радиомонтажная мастерская создана для макетирования экспериментальных и опытных функциональных узлов (РЭА и ЭПА) и получения практических навыков пайки, монтажа, работы с контрольно-измерительной аппаратурой, разработки программ исследований новых технических решений и т.п. работ.
Направления деятельности:
В целом направления деятельности лаборатории связаны:
с миссией университета в области «укрепления обороноспособности страны за счёт инновационного развития человеческого капитала, подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных инженерных кадров»;
с целями университета в области «достижения высокого качества непрерывной системы опережающего инженерно-технического образования, улучшения инновационной инфраструктуры и материально-технической базы научно-образовательного процесса, создания позитивного имиджа университета и развитие лучших традиций инженерного образования».
Наименование |
радиомонтажная мастерская (учебная лаборатория) |
Место нахождения |
ул. Красноярский рабочий 31, корпус Н, аудитория 103 |
Методы исследования |
- сравнение; - измерение; - эксперимент; - математическое и компьютерное моделирование; - автоматизация; - нелинейные технологии исследования и обучения. |
Оборудование |
|
4. Кластер цифровых технологий
Руководитель: Паротькин Николай Юрьевич, к.т.н., доцент кафедры безопасности информационных технологий (БИТ)
Состав кластера:
учебная лаборатория моделирования атак и защиты сетевой инфраструктуры;
«Образовательный портал «Reshu-HUB», https://reshu-hub.sibsau.ru/.
Описание кластера:
Подготовка высококвалифицированных кадров для индустриальных партнеров университета, качественно владеющих компетенциями в области информационных технологий, методов, средств и современных систем информационной безопасности.
Цели и задачи кластера:
Проведение исследований и интеграция современных систем и технологий в области сетевой безопасности в образовательные услуги опережающей подготовки
Направления деятельности:
1. Реализация модулей ИППТ:
Моделирование вторжений в сетевую инфраструктуру организаций;
Информационная безопасность бизнес-процессов
2. Внедрение и использование в основном образовательном процессе, в рамках:
10.05.02 - Информационная безопасность телекоммуникационных систем, «Разработка защищенных телекоммуникационных систем»;
10.05.03 - Информационная безопасность автоматизированных систем, «Безопасность открытых информационных систем»;
10.04.01 - Информационная безопасность, «Управление информационной безопасностью автоматизированных систем», «Интеллектуальные технологии информационной безопасности»;
3. Проведение исследований в области применения современных СЗИ к различным ИС.
Наименование |
учебная лаборатория моделирования атак и защиты сетевой инфраструктуры |
Место нахождения |
ул. Гладкова 6, корпус Г, аудитория Г-90, Г-91; ул. Семафорная 123, корпус С3, аудитория С3-506. |
Методы исследования |
- математическое и компьютерное моделирование; - проведение натурных экспериментов на сетевом оборудовании; - моделирование информационных систем и управления ими |
Оборудование |
1. Сервер ИППТ; 2. Коммутатор MikroTik Cloud Router Switch 354-48G-4S+2Q+RM; 3. Многофункциональный узел безопасности Континент 4 (в составе комплекта из 3 шт.); 4. Локальная сеть университета; 5. ПО: 5.1 vGate; 5.2 Eve-NG; 5.3 AstraLinux; 5.4 SOAR-система SecurityVision; 5.5 PT MaxPatrol сканер уязвимостей; 5.6 Elma; 5.7 XSpider сканер уязвимостей.
|
Наименование |
образовательный портал Reshu-HUB |
Место нахождения |
ул. Гладкова 6, корпус Г, аудитория Г-91; |
Методы исследования |
|
Оборудование |
1. Сервер ИППТ; 2. ПО: 2.1 RedOS Linux; 2.2 GitLab. |
Институт передовых производственных технологий приглашает студентов Университета Решетнева к участию в конкурсе на обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования:
Бережливые технологии в развитии производственной системы;
Интегрированные системы автоматизации высокотехнологичных производств;
Микропроцессорные технологии в инфокоммуникационных системах;
Мобильная робототехника;
Основы аддитивного производства с применением технологии FDM-печати;
Основы аддитивного производства с применением технологии SLA-печати;
Принципы построения и реализации современных АСУТП;
Программное обеспечение спутниковых информационных систем.
Системы машинного зрения;
Технологии передачи, приема и обработки сигналов в системе цифровой радиосвязи;
Эксплуатация технологических ячеек в общей информационной среде цифрового производства;
Электропневмосхемотехника современных систем управления;
Конкурс проводится с 15 мая 2023 года и направлен на формирование новых и углубление имеющихся компетенций обучающихся в области инженерной деятельности.
К участию приглашаются активные целеустремленные студенты всех курсов (кроме 1 курса), обучающиеся на инженерных специальностях/направлениях подготовки очной формы бакалавриата/специалитета и магистратуры. Модули (дисциплины) передовых программ инженерного образования разработаны на основе уникальных компетенций, накопленных в результате научно-исследовательской деятельности, современных передовых технологий, оборудования и процессов, и представлены для обучения на основе экспертной оценки.
Обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования даст возможность студентам получить дополнительные знания и выйти за рамки образовательного пространства университета.
Для участия в конкурсе студент заполняет заявку по ссылке https://forms.yandex.ru/cloud/6470615569387214f7364a5e/ в срок до 30 июня 2023 г. включительно.
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ. По результатам обучения на модуле (дисциплине) выдается документ установленного образца.
Институт передовых производственных технологий приглашает студентов Университета Решетнева к участию в конкурсе на обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования. Конкурс проводится с 20 февраля 2023 года и направлен на формирование новых и углубление имеющихся компетенций обучающихся в области инженерной деятельности.
К участию приглашаются активные целеустремленные студенты всех курсов (кроме выпускных), обучающиеся на инженерных специальностях/направлениях подготовки очной формы. Модули (дисциплины) передовых программ инженерного образования разработаны на основе уникальных компетенций, накопленных в результате научно-исследовательской деятельности, современных передовых технологий, оборудования и процессов, и представлены для обучения на основе экспертной оценки.
Обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования даст возможность студентам получить дополнительные знания и выйти за рамки образовательного пространства университета.
Для участия в конкурсе студент заполняет заявку по ссылке https://forms.yandex.ru/cloud/63edb3a373cee74800674a91/ в срок до 05 марта 2023 включительно. Количество мест ограничено!
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ. По результатам обучения на модуле (дисциплине) выдается документ установленного образца.
«Модельно-ориентированный системный инжиниринг искусственных систем»
«Методология подготовки производства изделий из полимерных композиционных материалов»
«Введение в аддитивные технологии и аддитивные производства»
в институте передовых производственных технологий Университета Решетнёва.
Институт даёт студентам возможность получения на бесплатной основе знаний и компетенций дополнительно к основным образовательным программам. В настоящий момент проходит обучение по 26 актуальным направлениям.
Подробно ознакомиться с модулями можно на сайте ИППТ https://sibsau.ru/page/institute-of-advanced-manufacturing-technologies или в ВК https://vk.com/ippt.sibsau.inst
Приглашаются активные целеустремленные студенты всех курсов (кроме выпускных), обучающиеся на инженерных специальностях подготовки очной формы.
Для того, чтобы пройти обучение по модулям передовых программ инженерного образования, нужно подать заявление в ИППТ до 10 октября 2022 г. Институт находится по адресу ул. Гладкова, 6 (9 этаж) каб.92, тел. для справок 266-71-57
По результатам обучения выдается документ установленного образца о повышении квалификации.
Институт передовых производственных технологий приглашает студентов Университета Решетнева к участию в конкурсе на обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования.
Конкурс проводится с 1 апреля 2022 года и направлен на формирование новых и углубление имеющихся компетенций обучающихся в области инженерной деятельности.
К участию приглашаются активные целеустремленные студенты всех курсов (кроме выпускных), обучающиеся на инженерных специальностях/направлениях подготовки очной формы, которые не имеют академической задолженности по дисциплинам и практикам учебного плана. Модули (дисциплины) передовых программ инженерного образования разработаны на основе уникальных компетенций, накопленных в результате научно-исследовательской деятельности, современных передовых технологий, оборудования и процессов, и представлены для обучения на основе экспертной оценки.
Обучение по модулям (дисциплинам) передовых программ инженерного образования даст возможность студентам получить дополнительные знания и выйти за рамки образовательного пространства университета.
Для участия в конкурсе студент заполняет заявку по ссылке https://forms.yandex.ru/cloud/624bdb45a19e01fc22371eeb/ в срок до 30 апреля 2022 включительно. Количество мест ограничено!
ОБУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОЕ. По результатам обучения на модуле (дисциплине) выдается документ установленного образца.
№ |
Наименование модуля |
1 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль «Бережливые технологии в развитии производственной системы» посредством имитации основных и вспомогательных процессов производства и с использованием активных и интерактивных методов обучения (в том числе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) формирует: бережливое мышление по управлению эффективностью производственной системой на основе применения национальных стандартов в области бережливого производства; способность к систематизированному поиску решений проблемных ситуаций, в том числе с применением цифровых технологий (Digital Lean). Ценность (польза от реализации): 1) практико-ориентированное обучение; 2) системное понимание структуры процессов предприятия; 3) использование динамических моделей на базе цифровой платформы Anylogic; 4) развитие soft skills, формирование способности мыслить критически; 5) апробация теоретических знаний, проверка гипотез в рамках научных исследований и разработок. Проведение учебных занятий осуществляется в форме имитационной игры, где: 1) участники знакомятся с проблемной ситуацией, когда они не могут выполнить поставленную задачу; 2) участники пытаются оптимизировать процессы, интуитивно предлагая предложения по улучшениям (самостоятельный поиск решений по существующим алгоритмам); 3) участники осознают, что их знаний недостаточно и преподавателем предлагаются новые знания; 4) участники применяют новые знания, анализируют и оценивают полученные эффекты от улучшений, заложенных в концепции Лин-подхода. В существующих учебных планах подготовки инженерных кадров по программам бакалавриата данная дисциплина отсутствует. Особенностью предлагаемого модуля является его нацеленность на формирование дополнительной профессиональной компетенции, соответствующей профессиональным стандартам и отражающей актуальные трудовые функции по внедрению инструментов бережливого производства и реализации проектов повышения операционной эффективности, востребованные на рынке труда. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Microsoft Windows Professional 8.1 Russian с апгрейдом до Windows 10 Professional; Microsoft Office 2007 Professional; Браузер Mozilla Firefox; Справочная правовая система Консультант Плюс; Информационная правовая система ГАРАНТ; AnyLogic — программное обеспечение для имитационного моделирования |
2 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Текущий технологический процесс изготовления космических аппаратов построен по принципам единичного производства, когда каждое изделие выпускается в одном или нескольких экземплярах. При этом, время его производства может составлять несколько лет. Переход от единичного производства к серийному приводит к необходимости автоматизации производственных процессов, в том числе за счет роботизированных комплексов. Однако, при внедрении роботизированных линий в производстве космических аппаратов необходимо учитывать требования к технологическим условиям (хрупкость монтируемых изделий, ограничения по транспортировке и хранению комплектующих и т.д.) Все это ограничивает использование принципов применяемых, например, на роботизированных автоматических линиях при производстве автомобилей. Технологический переход к серийному производству космических аппаратов требует организацию подготовки специалистов новой формации, обладающих компетенциями проектирования, изготовления и обслуживания роботизированных комплексов. В данном модуле рассматриваются технологические ячейки роботизированных комплексов, непосредственно сами роботы-манипуляторы, мобильные платформы, системы контроля качества включающие в себя системы технического зрения и системы обратной связи (датчики) Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства использование технологической ячейки НИЛ Робототехнических систем института космической техники. Технологическая ячейка выполнена в виде совокупности системы управления, нескольких роботов-манипуляторов, мобильных платформ и системы обратной связи с камерами технического зрения и датчиками |
3 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В модуле рассматриваются микроконтроллеры семейства ARM Cortex-M. В отличие от остальных данный модуль основывается на высокопроизводительной отладочной системе EasyMx PRO v7, обладающей большим количеством периферийных устройств и интегрированным в неё программатором-отладчиком mikroProg, способным запрограммировать и отладить свыше 180 микроконтроллеров STM32, а среда разработки mikroC PRO предоставит будущему специалисту максимально простое решение для разработки приложений встраиваемых систем без ущерба для производительности или контроля Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Компьютеры, осциллографы, логические анализаторы, мультиметры, макетные платы; программное обеспечение MikroElektronika |
4 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель образовательного курса - формирование у студентов знаний, умений и профессиональных навыков в области разработки и программирования мобильных робототехнических систем, применяемых на сборочных линиях РКТ. Автоматизация производственных процессов занимает центральное место в развитии предприятий. Современное цифровое производство в рамках Индустрии 4.0 и формирующейся парадигмы Индустрии 5.0 стремится уменьшить занятость человека, как работника предприятия, и заменить его в операциях, не требующих интеллектуальных и творческих способностей. Мобильные робототехнические системы способны заменить время работников предприятия по транспортировке изделий, находящихся на различных стадиях и этапах жизненного цикла, на работы связанные с созданием добавленной стоимости изделий. Современные адаптивные алгоритмы позволяют применять такие решения даже на таких предприятиях, которые проектировались без учета специализированных автономных участков Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Microsoft Visual Studio Code; Встраиваемая система разработчика NVIDIA Jetson Xavier NX 16 GB; Встраиваемая система разработчика NVIDIA Jetson AGX Orin; Стереокамера Intel RealSense Depth Camera D435i; 3D сканер Shining Einscan 2x Plus; 3D принтер Hercules; 3D фрезер Solidcraft CNC-4060 Z13 Mark II |
5 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Применение технологии FDM-печати (Fused Deposition Modeling) является одним из самых популярных способов аддитивного производства. Он основан на термопластичных материалах, которые нагреваются и затем наносятся слоями на основание, пока не создаются требуемые геометрические формы. Освоение модуля «Основы аддитивного производства с применением технологии FDM-печати» позволит получить знания в области аддитивных технологий и навыки изготовления изделий с применением технологии FDM-печати. Модуль предусматривает получение практического опыта и активную контактную работу с оборудованием для 3D-печати Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства 3D принтер Hercules 2018 – 6 ед.; 3D принтер Zenit3D NB – 2 ед.; 3D сканер Shining 3D EinScan-SP; Рабочая станция для работы с 3D оборудованием Intel Core i5 9600, DDR4 8ГБ, 240ГБ(SSD), HDD 1ТБ – 9 ед.; КОМПАС-3D, SolidWorks, PrusaSlicer 2.5.2, Repetier-Host 2.3.1.; Измерительный инструмент – штангенциркуль, микрометр (2 комплекта), инструмент для постобработки изделий - гравер, надфили алмазные, режущий инструмент (4 комплекта) |
6 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Освоение модуля «Основы аддитивного производства с применением технологии SLA-печати» позволит получить навыки изготовления изделий с применением технологии SLA-печати. Получение опыта SLA-печати важно для студентов, которые занимаются созданием прототипов и разработкой новых продуктов. SLA-печать является одним из самых точных методов 3D-печати и позволяет производить детали с высоким разрешением. Модуль предусматривает получение практического опыта и активную контактную работу с современным оборудованием Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства 3D принтер XYZPrinting Nobel 1.0A (УФ камера+УЗ ванна); 3D принтер Phrozen Shuffle XL Li; Рабочая станция для работы с 3D оборудованием AMD Ryzen 5 3600, DDR4 16ГБ, HDD 1ТБ, 240ГБ(SSD) – 2 ед.; КОМПАС-3D, SolidWorks, XYZmaker Suite, XYZware Nobel, Phrozen PZSlice v1.1.0, Phrozen One Software - v0.6.5, MeshMixer.; Измерительный инструмент – штангенциркуль, микрометр (2 комплекта), инструмент для постобработки изделий - гравер, надфили алмазные, режущий инструмент (4 комплекта),; защитная одежда для работы с технологией LCD, SLA (5 комплектов) |
7 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль интегрирует в своем составе концепцию создания единого цифрового информационного пространства от уровня получения технологической информации посредством т.н. устройств связи с объектом, реализующих протоколы полевых сетей (field bus), встроенных в среду промышленного интернета вещей (IIoT), далее техническими средствами автоматизации и управления на базе промышленных микропроцессорных контроллеров, специализированных средств их программирования языками стандарта МЭК6 -1131-3 и, в завершении, реализует механизмы связи с системами сбора данных и оперативного диспетчерского управления (SCADA) Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства программируемый контроллер «Simatic»; учебные стенды «Промышленные программируемые контроллеры Advantech»; учебные стенды «Промышленные программируемые «ОВЕН»; учебно-лабораторный стенд двухсторонний на базе PLC и пневмоавтоматики Camozzi – PIV V3L-PLC»; учебный стенд Удаленные УСО с Web-интерфейсом серии ADAM-6000; учебный стенд «Шлюзы сети на базе удалённых УСО и конвертеров Advantech»; учебный стенд «Интеллектуальная система контроля температуры с преобразователями интерфейса»; учебный стенд «Радарный уровнемер в цифровой системе управления»; программный комплекс CoDeSys; среда разработки программ SIMATIC STEP 7-Micro/WIN; SCADA-системы AVEVA System Platform 2020R2, InTouch 2017 Учебная лицензия; SCADA-система TRACE MODE 6; cвободно распространяемое отечественное ПО |
8 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В модуле рассматриваются телекоммуникационные стандарты связанные с технологиями передачи данных в спутниковых системах связи и конфигурирование спутниковых модемов. В связи с запуском Федерального проекта «Комплексное развитие космических информационных технологий», в рамках которой планируется построение глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы. Одним из исполнителей данного федерального проекта является АО «Решетнев», в связи, с чем ожидается повышенный спрос на специалистов в области эксплуатации и проектирования спутниковых телекоммуникационных систем Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства наземные спутниковые станции соединённые через выделенный радиоканал; маршрутизаторы, коммутаторы, медиашлюзы, сервер IP телефонии; программное обеспечение по моделированию систем спутниковой связи STK |
9 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель модуля - формирование у студентов знаний, умений и профессиональных навыков в области применения систем технического зрения на современном машиностроительном производстве РКТ. Автоматизация производственных процессов занимает центральное место в развитии предприятий. Современное цифровое производство в рамках Индустрии 4.0 и формирующейся парадигмы Индустрии 5.0 стремится уменьшить занятость человека, как работника предприятия, и заменить его в операциях, не требующих интеллектуальных и творческих способностей. Системы машинного зрения, установленные в производственных ячейках, а также осуществляющие контроль над выполнением технологических операций, снижают влияние человеческого фактора и способны осуществлять контроль параметров изделия на каждом такте высокотехнологичного поточного производства. Современные адаптивные алгоритмы позволяют осуществлять не только контроль над операциями, но и корректировать непосредственно параметры технологического процесса Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Microsoft Visual Studio Code; Встраиваемая система разработчика NVIDIA Jetson Xavier NX 16 GB; Встраиваемая система разработчика NVIDIA Jetson AGX Orin; Стереокамера Intel RealSense Depth Camera D435i; 3D сканер Shining Einscan 2x Plus; 3D принтер Hercules 2018; 3D фрезер Solidcraft CNC-4060 Z13 Mark II |
10 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В данном модуле рассматриваются современные технологии передачи, приёма и обработки сигналов в системах цифровой радиосвязи: методы модуляции и демодуляции цифровых сигналов, методы избыточного и канального кодирования и декодирования сигналов, а также аппаратные и программные средства их реализации на практике, в том числе с использованием программно-конфигурируемых радиосистем. В связи с запуском Федерального проекта «Комплексное развитие космических информационных технологий», в рамках которой планируется построение глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы. Одним из исполнителей данного федерального проекта является АО «Решетнев», в связи, с чем ожидается повышенный спрос на специалистов в области эксплуатации и проектирования спутниковых телекоммуникационных систем Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Радиоэлектронные компоненты для выполнения физического моделирования; программное обеспечение для выполнения имитационного моделирования. |
11 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины)
Производство космических аппаратов (КА) является наукоемким сложным процессом, подразумевающим интеграцию последних достижений научно-технического прогресса, а также взаимодействие предприятия с другими организациями, обеспечивающими производство необходимыми ресурсами (материальными, техническими, кадровыми, интеллектуальными и т.д.).
Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Использование технологической ячейки НИЛ Робототехнических систем института космической техники; технологическая ячейка выполнена в виде совокупности системы управления, нескольких роботов-манипуляторов, мобильных платформ и системы обратной связи с камерами технического зрения и датчиками |
12 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль интегрирует в своем составе концепцию синтеза комбинированных систем управления различных типов приводов технологического оборудования от уровня разработки технического задания, расчёта основных параметров и характеристик до уровня практической реализации (монтажа) пневматических и электропневматических систем управления на базе современных технических средств автоматизации ведущих фирм-производителей. Рассматривается расчёт параметров (характеристик), обоснование выбора компонентов подсистем пневматического привода с учётом специфики технологического оборудования, а также разработка вариантов схемотехнических решений технического задания на проектирование, вариантов сопряжения приводов, системы управления и технологического оборудования Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Программируемые микроконтроллеры (микромодули) управления «LOGO! Siemеns»; учебно-лабораторный стенд двухсторонний на базе PLC и пневмоавтоматики Camozzi – PIV V3L-PLC»; учебно-лабораторный стенд «Действующая модель управления процессом обработки деталей на базе микроконтроллера LOGO! И пневматических средств CAMOZZI»; учебно-демонстрационный стенд «Современные конструкции трубопроводной арматуры и приводы; автономная станция подготовки сжатого воздуха для пневматических систем управления; свободно распространяемое ПО |
Перечень модулей передовых программ инженерного образования с аннотацией
№ |
Наименование модуля |
1 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Образовательный модуль разработан на основе научных публикаций наиболее авторитетных изданий и диссертационных работ в предметной области трансформируемых конструкций, эксплуатируемых в космосе, выполненных специалистами ведущих технических университетов мира. Профессиональные компетенции, приобретённые в ходе реализации образовательного модуля, отражают современные запросы рынка труда аэрокосмической промышленности, в части потенциальной готовности обучающегося к выполнению трудовых функции, требующих высокого уровня квалификации в предметных областях: микро- и макромеханики композиционных материалов, методы и алгоритмы оптимизации структуры тонких упругих оболочек, бистабильные композитные элементы конструкций, анализ начального НДС в ходе полимеризации полимерной матрицы. Использование средств когнитивных технологий и искусственного интеллекта позволяет решать задачи оптимизации структуры и обеспечения необходимых физико-механических и термомеханических характеристик материала трансформируемых конструкций Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства CATIA v6; ANSYS |
2 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль (дисциплина) «Модельно-ориентированный системный инжиниринг искусственных систем» направлен на формирование интегрированных системных компетенций в области инжиниринга, экономики, менеджмента и цифровой трансформации. Синергия данных компетенций достигается благодаря сквозному междисциплинарному подходу к обучению. Модуль (дисциплина) состоит из трех разделов «Системный инжиниринг на основе моделей», «Экономика и менеджмент предприятия», «Цифровая экосистема предприятия», которые последовательно формируют необходимые теоретические основы и основы практических навыков в области выделения, описания, разработки и применения таких искусственных систем как продукты (результаты деятельности) и предприятия (системы деятельности). Отличительными особенностями программы являются: 1. Синергия компетенций. Программа позволяет освоить востребованные системные компетенции в разных областях знаний, направленных на разработку и управление в сложных искусственных системах. 2. Применение модельно-ориентированного подхода с использованием цифровых технологий. Итоговым результатом практической деятельности слушателей является создание цифровых моделей инжинирингового производственного предприятия и выпускаемого им продукта. 3. Прикладной характер. Полученные теоретические знания в рамках каждого занятия лекционного типа подкрепляются практическими навыками путем самостоятельной разработки моделей систем. Современный подход к обучению. Учебные материалы в форме текстовых электронных материалов, аудиовизуальных материалов, ссылки на дополнительные источники, автоматические тесты. Использование современных образовательных технологий. 4. Знания, основанные на передовых научных исследованиях и практическом опыте. Разработчики модуля принимают непосредственное участие в исследованиях и разработках передовых цифровых технологий, а также являются практикующими экспертами в области моделирования систем деятельности и их жизненных циклов Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, необходимого для освоения модуля: операционная система Windows; браузер Google Chrome; Bizagi Modeler; ELMA Standart 3.15 академическая (Дизайнер). |
3 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Развитие приоритетного направления науки в области транспортных и космических систем направлено на разработку новых функциональных и интеллектуальных материалов, а также на устранение дефицита квалифицированных кадров. Настоящий модуль включает в себя знания о современном состоянии в области умных материалов, в том числе о материалах, обладающих эффектом памяти формы (ЭПФ), о механизмах и методах управления интеллектуальными свойствами. В модуле также рассматриваются современные методы исследования интеллектуальных свойств, а также методы переработки умных материалов, используя аддитивные технологии. Таким образом, студенты, освоившие данный модуль, получать комплексные знания от методов анализа до переработки умных материалов в готовое изделие. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Для выполнения лабораторных работ и практических занятий планируется использование аналитического оборудования, находящегося в лаборатории «Аналитические методы исследования полимерных композиционных материалов»: ИК-Фурье спектрометр (iS10); Дифференциальный сканирующий калориметр (DSC25); Динамический механический анализатор (DMA Q800); Термомеханический анализатор (TMA Q400EM); 3D принтер (FDM технология). |
4 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Образовательный модуль разработан на основе ПО Fibersim. ПО представляет собой среду для описания композиционного изделия на различных этапах проектирования, подготовки данных для расчетных пакетов и производственных данных для оборудования под ручную и автоматическую выкладку. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Siemens NX, FiberSim |
5 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Пособие предназначено для получения знаний и компетенций в области управления промышленным роботом. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства FlexPendant |
6 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Курс охватывает все стороны проектирования космической миссии: от постановки целей и задач, типов полезной нагрузки и сфер применения малых космических аппаратов, их строения и проектирования основных систем, до менеджмента разработки, производства и эксплуатации. Таким образом, курс предоставляет необходимый набор знаний для системного архитектора/инженера космической миссии. Понимание всех аспектов разработки малого космического аппарата, его применения и эксплуатации также важно для разработчиков отдельных систем, эксплуатантов и операторов. В процессе прохождения модуля студенты также закрепляют полученные знания и навыки с помощью практических и лабораторных занятий. Предполагаются интерактивные лабораторные занятия с виртуальными лабораторными работами либо с интерактивными учебными макетами систем. Основным итогом прохождения курса является выполнение групповой проектной работы с целью разработки аванпроекта своей космической миссии для выполнения определенных прикладных задач, что позволяет закрепить знания и навыки системного инженера космической миссии Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Планируется использование интерактивных компьютерных лабораторных работ (информационно-коммуникационные технологии). Проблемное проектное обучение через командную проектную работу по разработке аванпроекта космической миссии, в ходе которой студенты используют элементы исследовательской деятельности и информационно-коммуникационные технологии: ранее упомянутые интерактивные лабораторные работы, которые в этом случае являются инструментами разработчика космической миссии, и элементы исследовательской деятельности: поиск и анализ научных источников, разбор кейсов сходных космических миссий. |
7 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) За последние десятилетия очевидна тенденция кратного увеличения запускаемых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Большинство получаемой спутниковой съемки поверхности Земли так или иначе применимо в лесном хозяйстве. Очевидна необходимость написания программы преподавания модуля для будущих специалистов лесной отрасли. Модуль должен быть ориентирован на практическое использование информации с программно-аппаратного комплекса приема спутниковой информации СибГУ, в интересах мониторинга процессов и явлений на территории лесного фонда Красноярского края и Сибирского региона. В данном модуле необходимо отдельно сосредоточиться на обучении пониманию как отображаются различные процессы и явления в лесных массивах на спутниковой съемке в разных спектральных диапазонах, в различных условиях освещенности, в разных ландшафтных и природно-климатических зонах. Также немаловажно обучение основам умения пользоваться данными спутниковой съемки сверх-высокого пространственного разрешения, и данными аэрофотосъемки с беспилотных летательных аппаратов. Одной из основ модуля будет освоение полного цикла технологической цепочки обращения с материалами ДЗЗ, от системы заказа или получения в открытых источниках до тематического дешифрирования и систем визуализации в геоинформационных системах Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Приемная земная станция Х-диапазона. Сервер предварительной обработки данных. Система хранения распределённых данных. Компьютерный класс. Беспилотные летательные аппараты. Базы снимков Earthexplorer/USGS, Scihub ESA. Программные продукты QGIS, PHOTOMOD, Scanex Image Processor. Система мониторинга лесных пожаров ИСДМ Рослесхоз Мнистерства лесного хозяйства Красноярского края. ГИС «Каскад» МЧС России. Программно-аппаратный комплекс приема и обработки спутниковой информации ФИЦ КНЦ СО РАН. Центр обработки спутниковой информации Центра защиты леса Красноярского края. |
8 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Теоретические основы и классификация современных аддитивных технологий. Обзор и анализ рынка аддитивных технологий в России и мире. Нормативно-правовая база ГОСТ Р 57558-2017, ГОСТ Р 57589-2017. Методологический подход и системный инжиниринг проектирования, производстве изделий ракетно-космической техники методами аддитивных технологий. Реинжиниринг процессов проектирования, изготовления и испытаний изделий и агрегатов ракетно-космической техники изготовленными с использованием методов аддитивных технологий (на основе опыта ведущих научных школ (МАИ, МГТУ) и предприятий КРТ (КБХМ, КБХА)). Особенности разработки, проектирования деталей изготавливаемых методами аддитивных технологий и отличие от традиционных способов. Методы, принципы и материалы используемые при создании изделий использующие инновационные технологии трёхмерной печати. Обзор современного оборудования, используемого в аддитивных технологиях. Моделирование, анализ и топологическая оптимизация физических параметров при испытаниях изделий и агрегатов ракетно-космической техники с использованием ПО Ansys Fluent, Ansys CFX как этап проектирования. Современные методы и средства испытаний изделий и агрегатов ракетно-космической техники изготовленных с использованием методов аддитивных технологий (программа испытаний на примере камеры – демонстратора ЖРД (контроль геометрических размеров камеры; виброиспытания: испытание гармонической вибрацией на фиксированных частотах, испытание гармонической вибрацией с использованием метода качающейся частоты; определение физико-механических параметров и характеристик материала изделия: испытание на определение показателей твердости, испытание на определение механических характеристик σв, σт; определение химического состава материала; исследование кристаллической структуры материала; испытания корпуса камеры на прочность и герметичность). Контроль состояния поверхностного слоя полученных деталей (шероховатость и твердость поверхности). Обзор современных технологий финишной обработки Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства 3D принтер Hercules Strong DUO; 3D сканер Shining 3D EinScan-SP; 3D принтер XYZPrinting Nobel 1.0A (УФ камера+УЗ ванна); 3D сканер Shining Einscan 2x Plus; Вибростенд ВСВ-202-150; ПО Ansys (академические): Ansys Fluent, Ansys CEX |
9 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель образовательного курса - дать слушателям единое понимание организации и ведения технологического процесса с применением цифровых технологий современных обрабатываемых центрах и на установках для аддитивного производства и их применения в современной промышленности. Курс знакомит не только с теориями и общими понятиями, но и с конкретными кейсами и примерами создание изделий по цифровой модели на промышленных предприятиях РФ Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Учебный компьютерный класс ИППТ: ANSYS, SolidWorks; Лаборатория современных машиностроительных производств: РоборукаDobotMagicianEducational КонвейерDobot Micro production line; Коллаборативный робот JakaZu 3 с вакуумным захватом + Захват параллельный; Лаборатория оцифровки и измерения объектов машиностроения: 3D сканер Shining Einscan 2x Plus, 3D принтерPhrozen Shuffle XL Li, 3D фрезерSolidcraft CNC-4060 Z13 Mark II |
10 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель образовательного курса - знакомство с современным компонентами автоматизированного производства, SCADA-системами, изучение методов построения эффективных систем автоматизированного управления технологическими процессами с использованием робототехнического оборудования. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Учебный компьютерный класс ИППТ: ANSYS, NI LabVIEW; Лаборатория современных машиностроительных производств: РоборукаDobotMagicianEducational КонвейерDobot Micro production line, Коллаборативный робот JakaZu 3 с вакуумным захватом + Захват параллельный; Лаборатория оцифровки и измерения объектов машиностроения: 3D сканер Shining Einscan 2x Plus, 3D принтерPhrozen Shuffle XL Li, 3D фрезерSolidcraft CNC-4060 Z13 Mark II |
11 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель образовательного курса - дать слушателям единое понимание экосистемы цифровых технологий и их применения в современной промышленности. Курс знакомит не только с теориями и общими понятиями, но и с конкретными кейсами и примерами внедрения технологий Индустрии 4.0 на промышленных предприятиях РФ Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Учебный компьютерный класс ИППТ: ANSYS, SIEMENS; Лаборатория современных машиностроительных производств: РоборукаDobotMagicianEducational КонвейерDobot Micro production line, Коллаборативный робот JakaZu 3 с вакуумным захватом + Захват параллельный; Лаборатория оцифровки и измерения объектов машиностроения: 3D сканер Shining Einscan 2x Plus, 3D принтерPhrozen Shuffle XL Li, 3D фрезерSolidcraft CNC-4060 Z13 Mark II |
12 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цель образовательного курса - дать слушателям единое понимание технологии цифровых двойников и их применения в современной промышленности. В рамках курса цифровой двойник рассматривается как семейство сложных мультидисциплинарных цифровых моделей, позволяющих получить модель продукта, которая отражает все эксплуатационные особенности и возможные дефекты изделия. Рассмотрены практические примеры решения производственных задач с использованием цифровых двойников Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Учебный компьютерный класс ИППТ: ANSYS, SIEMENS; Лаборатория современных машиностроительных производств: РоборукаDobotMagicianEducational КонвейерDobot Micro production line, Коллаборативный робот JakaZu 3 с вакуумным захватом + Захват параллельный |
13 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В модуле рассматриваются компьютерные модели представления и визуализации данных, основы языков Python и R, наиболее часто используемых для этих целей, а также модели и методы анализа данных, предобработки данных, и практические аспекты их применения к анализу информационных потоков Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Мультимедийная аудитория, совмещенная с компьютерным классом |
14 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Содержание модуля охватывает круг вопросов, связанных с изучением стандарта языка программирования С, а также содержит вопросы по изучению алгоритмизации и методологии структурного и модульного программирования, формирует навыки разработки, отладки и тестирования программ на языке программирования высокого уровня С и С++. В процессе изучения курса затрагиваются основы программирования в области ракетно-космической техники Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Microsoft Visual Studio 2019 и выше, Компилятор GCC и среда разработки QT. Комплект мультимедийного оборудования: персональные компьютер не ниже Intel Core i3, 4048 Mb RAM, 250 Gb HDD с выходом в Internet |
15 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль «Имитационное моделирований телекоммуникационных систем в среде GPSS-Studio» включает в себя теоретические знания по работе систем массового обслуживания, телекоммуникационных систем, а также практические навыки моделирования в среде GPSS-Studio. В ходе курса будут решаться и моделироваться реальные задачи по обслуживания информационных потоков, а также проводиться анализ систем и варианты их изменений. Результатом моделирования является отчет о системе с информацией об очередях обработки пакетов данных, времени обслуживания, загруженности устройств, качестве обслуживания системы Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Имитационное программное обеспечение и эмуляторы систем передачи информации, Сетевые операционные системы |
16 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль «Компьютерные сети» охватывает теоретический аспект построения локальных и глобальных сетей, а также проводных и беспроводных сетях стека TCP/IP в соответствии с RFC. Рассказывает практические сценарии построения малых, средних и крупных сетей. Рассматривается теория работы сетевого оборудования разных производителей (отечественных и зарубежных). Практическая часть модуля состоит из двух направлений:
Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Активного сетевого оборудования вендоров Huawei, Eltex, Cisco, D-link, Имитационное программное обеспечение и эмуляторы вычислительных сетей свободного распространения и вендоров Huawei, Eltex, Cisco, Программное обеспечение анализа трафика свободного распространения, Сетевые операционные системы свободно распространяемые (Unix-подобные), Измерительное оборудование |
17 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль «Технологии программно-конфигурируемого радио и интеллектуальных антенных систем» аппаратно-программную реализацию радиоприёмных, радиопередающих и антенных систем, а также методы модуляции, демодуляции и цифровой обработки сигналов. SDR устройства являются универсальными приемо-передатчиками, в том плане что исключительно программами средствами происходит перенастройка устройства на любой стандарт беспроводной связи. В связи с чем открываются широкие возможности по исследованию оптимальной структуры передаваемого сигнала под заданные параметры связи Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Компьютерный класс с предустановленными программами: Matlab, GNU радио, Аппаратное обеспечение: программно-конфигурируемые радиосистемы, например Blade RF micro 2.0 или аналогичные по характеристикам. |
18 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Анализ и моделирование основных процессов управления информационной безопасностью, включая задачи процессов ИБ и метрики, которые вытекают непосредственно из бизнес-целей организации. Таким образом, изучение и применение методик и инструментов, позволяющих связать цели бизнеса с непосредственными задачами ИБ, создать политики ИБ, отвечающие бизнес-целям организации и осуществлять постоянный мониторинг их исполнения. При этом сочетание подходов со всеми основными стандартами и методологиями, так или иначе связанными с ИБ - ISO 27001/27002, COBIT, ITIL и т.д. Анализ и моделирование должны выполняться на основе существующих стандартных нотаций – BPMN, IDEF0, при этом средства защиты бизнес-процессов должны выбираться и тестироваться исходя из модели процесса, метрик, регламентов процессов. При этом выбор архитектуры и тактических особенностей решения по обеспечению информационной безопасности должен варьироваться исходя из собранных данных о процессе и процедурах. В рамках модуля будут рассматриваться такие решения, как централизованное и децентрализованное сканирование уязвимостей информационных систем, системы контроля утечек информации, SIEM-системы и платформы отклика на инциденты Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Модуль основан на решениях ELMA, 1C Бизнес- аналитика, Positive Technologies (MaxPatrol SIEM, MaxPatrol 8, PT WAF), RedCheck, Infowatch, Staffcop. |
19 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Распознавание образов – научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Необходимость в таком распознавании возникает в самых разных областях – от военного дела и систем безопасности до оцифровки аналоговых сигналов. Следовательно, актуальность распознавания образов будет повышаться с течением времени, ввиду усложнения и постоянному росту объема решаемых задач Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства В модуле (дисциплине) предполагается использование современного оборудования и материально-технических средств, необходимых для организации качественного образовательного процесса (помещение, оборудование, информационные ресурсы, программное обеспечение и др.) |
20 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) При решении реальных задач часто возникает ситуация, когда задачу трудно формализовать и решать её аналитически. В настоящее время известно довольно обширное число областей применения искусственных нейронных сетей, в которых человеческий интеллект малоэффективен, а аналитические вычисления достаточно трудоемки и физически неадекватны. Распознавание образов может использоваться в системах видеонаблюдения (простейшие детекторы, определение цветов объектов, детектор трекинга и оставленных предметов, детектор лиц, LPR и др. - см. таблицу), в технической диагностике, прогнозировании и диагностике в медицине, в планировании, поиске в геологии, прогнозировании в химии. Причем это лишь небольшая часть потенциальных областей применения, основная часть связана с автоматизацией последующего интеллектуального анализа контента, полученного с помощью важных инструментов - методов распознавания образов. Актуальность данной проблемы обусловлена, в первую очередь, бурным ростом объемов получаемой информации, необходимостью в качественной, максимально быстрой и полной ее обработке, а также в решении проблем хранения и передачи этой информации в сжатой форме. Данная тематика привлекает большое число исследователей, однако подавляющее большинство работ в этой области имеет эмпирический характер Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства В модуле (дисциплине) предполагается использование современного оборудования и материально-технических средств, необходимых для организации качественного образовательного процесса (помещение, оборудование, информационные ресурсы, программное обеспечение и др.) |
21 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) При решении реальных задач часто возникает ситуация, когда задачу трудно формализовать и решать её аналитически. В настоящее время известно довольно обширное число областей применения искусственных нейронных сетей, в которых человеческий интеллект малоэффективен, а аналитические вычисления достаточно трудоемки и физически неадекватны. Актуальность применения нейронных сетей многократно возрастает, когда появляется необходимость решения плохо формализованных задач. Основные области применения нейронных сетей: автоматизация процесса классификации, автоматизация прогнозирования, автоматизация процесса распознавания, автоматизация процесса принятия решений; управление, кодирование и декодирование информации; аппроксимация зависимостей и др. Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства В модуле (дисциплине) предполагается использование современного оборудования и материально-технических средств, необходимых для организации качественного образовательного процесса (помещение, оборудование, информационные ресурсы, программное обеспечение и др.) |
22 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В рамках реализации данного модуля будут рассмотрены вопросы моделирования полной сетевой инфраструктуры организации в рамках единой среды, включающую все прикладные сетевые сервисы и вплоть до внешнего периметра сети организации. Данный аспект позволит реализовать комплексный подход к изучению взаимодействия всех сетевых протоколов и сервисов в условиях максимально приближенных к реальным условиям функционирования на действующем сетевом оборудовании и конечных узлах, что позволит проводить изучение сетевых технологий на инфраструктурах предприятий различного типа. Кроме того, отличительным подходом данного модуля является возможность полного переноса существующих настроек оборудования и сервисов из организации, а также сознательное улучшение или ухудшение их качества, для отработки практических навыков по реализации, обнаружению и отражению компьютерных атак. Это позволит обучающимся получить реальный опыт в области управления сетевыми инцидентами ИБ для организаций, обрабатывающих различные категории информации и относящиеся к различным классам автоматизированных систем без использования реального оборудования. При этом использование комплексного мониторинга произошедших событий позволит наглядно разобрать действия обучающихся с целью отработки ошибочных или неоптимальных действий в различных ситуациях. Отличием представленного модуля от уже реализуемых является создание во время обучения автоматизированной среды моделирования с задействованием полнофункциональных версий прикладного и системного ПО, позволяющей реализовать действия в системе по заранее созданному сценарию в автоматическом режиме Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Использование высокопроизводительного сервера и рабочих станций для моделирования сетевой инфраструктуры организации и взаимодействия с ней |
23 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль «Система менеджмента качества и устойчивое развитие предприятия»: формирует системное мышление в области устойчивого развития предприятия на основе применения требований международных и национальных стандартов; построена по циклу PDCA - Планируй, Делай, Оценивай и Совершенствуй; даёт основу для логического встраивания инженерных дисциплин, дальнейшего погружения в обозначенные проблемные области в деятельности промышленных предприятий в зависимости от уровня зрелости системы менеджмента качества; имитационное моделировании формируют актуальные компетенции РППР (PSDM) — Решение Проблем и Принятие Решений (Problem Solving & Decision Making); визуальные методы позволят создать групповую память и стимулировать творческий подход; приобретенные знания, умения и навыки позволят обучающимся участвовать в создании банка практик по различным аспектам устойчивого развития Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Мультимедийное оборудование Интерактивная доска/Флип-чарт доска, бумага для флип-чарта, фломастеры |
24 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль охватывает вопросы производства изделий из композиционных материалов для современной ракетно-космической техники, в частности для элементов космических аппаратов таких как крупногабаритные трансформируемые системы, антенно-фидерные устройства космических аппаратов и другие. В курсе большое внимание уделяется производству изогридных и анизогридных сетчатых конструкций, производству сотовых конструкций, что отличает данный курс от существующих в настоящее время. Кроме того, особенностью модуля является большая практическая составляющая, наличие практико-ориентированных работ, запланировано большое количество лабораторных и практических работ, на которых обучающиеся будут непосредственно принимать участие в проектировании, изготовлении и испытании изделий из полимерных композиционных материалов. В составе модуля предполагается наличие видеокурса, который может быть использован при онлайн обучении, и при реализации сетевой формы обучения в дистанционном формате Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Гравировально-фрезерный станок с ЧПУ; Вакуумный насос; Вакуумный термошкаф; Испытательная машина Eurotest T50; Оптический микроскоп |
25 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль охватывает вопросы технологии нанесения покрытий на элементы ракетно-космической техники, в частности на элементы космических аппаратов из композиционных материалов. В курсе большое внимание уделяется нанесению защитных, радиоотражающих и жаростойких покрытий. Кроме того, особенностью модуля является большая практическая составляющая, наличие практико-ориентированных работ, запланировано большое количество лабораторных и практических работ, на которых обучающиеся будут непосредственно принимать участие в процессе нанесения покрытий и определение его характеристик. В составе модуля предполагается наличие видеокурса, который может быть использован при онлайн обучении, и при реализации сетевой формы обучения в дистанционном формате Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Установка плазменного напыления, Установка вакуумного нанесения покрытий, Установка микродугового оксидирования, Установка электродуговой металлизации, Установка холодного газодинамического напыления, Испытательная машина Eurotest T50, Оптический микроскоп, Ренгенофлуоресцнентный спектрометр, Микротвердомер, Твердомер, Толщиномер, Испытательная машина трения |
26 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Содержание модуля охватывает круг вопросов, связанных с понятиями трехмерного геометрического моделирования; методами и алгоритмами поверхностного и твердотельного моделирования; автоматизацией проектирования изделий ракетно-космической техники с использованием инструментов геометрического и численного моделирования в CAD/САЕ -системах, оформления технической документации на разрабатываемую РКТ в соответствие с единой системой конструкторской документации, компьютерным инжинирингом. Особенностью модуля является большая практическая составляющая, наличие практико-ориентированных работ, на которых обучающиеся получат навыки геометрического и численного моделирования в CAD/САЕ -системах. В составе модуля предполагается наличие видео-уроков, которые могут быть использованы при дистанционном обучении Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Практико-ориентированная технология; Информационно-коммуникационные технологии |
27 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Межпредметные связи: инженерная графика, сопротивление материалов, конструирование деталей изделий ракетно-космической техники. Цепочка проектирования изделия: техническое задание, расчет, конструкторская документация, компоновка сборочной единицы, 3D моделирование, изготовление прототипа Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Компьютерный класс, ПО КОМПАС-3D, Материально-технические средства учебно-проектного класса аддитивных технологий |
28 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Цепочка проектирования изделия: техническое задание (исходное изделие), изменения в конструкции изделия, конструкторская документация, 3D моделирование, проектирование недостающих деталей, изготовление прототипа Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Компьютерный класс, ПО КОМПАС-3D, Материально-технические средства учебно-проектного класса аддитивных технологий |
29 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) Модуль развивает способность разрабатывать и подготавливать предложения по внедрению новых решений для технологического обеспечения производства изделий РКТ и систем. В рамках данного модуля изучаются теоретический материал и проводится обучение практической работе с 3D-принтерами Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Компьютерный класс, ПО КОМПАС-3D, SolidWorks EE Campus 200, Материально-технические средства учебно-проектного класса аддитивных технологий |
30 |
Направления подготовки обучения
Аннотация модуля (дисциплины) В модуле изучается современный исследовательский инструментарий, являющийся необходимым минимумом для проведения научно-исследовательских работ в различных областях, а также рассматриваются понятия, приемы, методы, инструментальные средства математического моделирования и соответствующих языков. К задачам освоения модуля относится ознакомление слушателей с важнейшими понятиями математического моделирования и применением основных методов, приемов и инструментальных средств (программного обеспечения) математического моделирования для исследования объектов, процессов и явлений различной природы Планируемые к использованию в модуле (дисциплине) современные материально-технические средства Требуется современная мультимедийная аудитория, совмещенная с компьютерным классом. |