Направление подготовки | 20.03.01 - Техносферная безопасность |
---|---|
Курс | |
Руководитель |
Саулова Татьяна Алексеевна - доцент Кафедра безопасности жизнедеятельности |
Заказчик проекта | Наталья Александровна Чернякова, Учёный секретарь Красноярского филиала ФИЦ ИВТ |
Требования к участникам | |
Сроки и условия реализации проекта | 17.02.2025г – 30.09.2025г |
Результаты | Разработанные комплекты конструкторской, технологической и эксплуатационной документации для создания лабораторного стенда, предназначенного для проведения практических и лабораторных занятий со студентами направлений подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства, изучающих специальные дисциплины «История катастроф», «Моделирование и проектирование ЧС», «Безопасность в ЧС», «Оборудование для работы в ЧС» и студентов всех направлений подготовки, изучающих общеобразовательную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» в электронном виде |
Контакты |
В результате исследования подготовки выпускников в системе высшего образования в области ЗНТЧС Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ВНИИ ГОЧС) совместно с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» (ЛЭТИ), выполненного в 2022 году, было установлено, что квалификационные требования работодателей в области ЗНТЧС не в полной мере учитываются при разработке и реализации образовательных программ. Немаловажное значение при этом имеют недостатки практической подготовки. Проблемы практической подготовки студентов в вузах в области техносферной безопасности могут включать следующие аспекты.
1. Недостаток материально-технической базы. В некоторых вузах отсутствуют современные лаборатории и оборудование для проведения практических занятий. Это ограничивает возможности студентов в освоении современных методов анализа рисков, моделирования аварийных ситуаций и оценки последствий техногенных катастроф.
2. Отсутствие реальных объектов для практики. Практическая подготовка часто ограничивается теоретическими занятиями и симуляциями. Студенты редко имеют возможность посетить реальные промышленные объекты, где они могли бы наблюдать за реальными процессами обеспечения безопасности и применять полученные знания на практике.
3. Ограниченный доступ к специализированным программам и базам данных. Для эффективного обучения необходимы специализированные программы и базы данных, такие как системы управления рисками, моделирующие программное обеспечение и базы данных по аварийным ситуациям. Однако доступ к таким ресурсам может быть ограничен из-за высокой стоимости лицензий или недостаточной технической поддержки.
4. Неадекватная оценка уровня подготовки студентов. Оценочные мероприятия могут основываться преимущественно на теоретических знаниях, а не на умении применять их на практике. Это приводит к тому, что студенты получают дипломы без достаточных практических навыков, необходимых для успешной работы в области техносферной безопасности.
5. Разрыв между теорией и реальной практикой. Даже при наличии хороших теоретических знаний студенты могут испытывать трудности при применении этих знаний в реальных условиях. Это связано с тем, что многие учебные материалы ориентированы на абстрактные ситуации, тогда как реальная практика требует гибкости и умения адаптироваться к конкретным условиям.
6. Недостаточно развитая система стажировок и практик. Стажировки и практики являются важным элементом практической подготовки, однако не все вузы обеспечивают достаточное количество мест для прохождения таких мероприятий. Кроме того, некоторые компании не заинтересованы в приеме студентов на практику, так как это требует дополнительных ресурсов и времени.
7. Недостаточная мотивация студентов. Некоторые студенты могут не осознавать важности практической подготовки и сосредоточены исключительно на сдаче экзаменов и получении диплома. Это снижает их интерес к приобретению практических навыков и умений.
8. Высокая стоимость оборудования и материалов. Проведение практических занятий требует использования дорогостоящего оборудования и материалов, что может быть затруднительно для вузов с ограниченными финансовыми ресурсами. Это также ограничивает возможности внедрения инновационных методик и технологий в образовательный процесс.
Эти проблемы требуют комплексного подхода со стороны образовательных учреждений, работодателей и государственных органов для улучшения качества практической подготовки специалистов в области техносферной безопасности.
Таким образом, проектирование и создание лабораторного стенда, имитирующего развитие ЧС, с постановкой превентивных и оперативных задач по защите работников объектов экономики и населения в определённой мере способствуют качественной подготовке специалистов в области техносферной безопасности будет способствовать повышению уровня подготовки выпускников вузов в области техносферной безопасности и, как следствие, реализации полученных знаний на практике.
Получение практических навыков по прогнозированию и моделированию сценариев ЧС различного генезиса при проектировании и создании лабораторного стенда, имитирующего развитие ЧС, разработка алгоритмов и планов действий, полученных студентами при выполнении проекта и при проведении лабораторных работ позволит качественно освоить теоретический материал, восполнить недостаточное количество практических и лабораторных занятий по специальным дисциплинам.