Проект «Разработка документального ресурса функционирования системы управления ГОЧС в организациях»

Направление подготовки 20.03.01 - Техносферная безопасность
Курс
Руководитель Саулова Татьяна Алексеевна - доцент
Кафедра безопасности жизнедеятельности
Заказчик проекта Наталья Александровна Чернякова, Учёный секретарь Красноярского филиала ФИЦ ИВТ
Требования к участникам
Сроки и условия реализации проекта 10.02.2025г – 28.06.2025г
Результаты Разработанные комплекты планирующей, распорядительной, формализованной документации по управлению в ЧС, рабочих и справочных документов, учитывающих специфику объектов экономики по исходным данным инициатора проекта в соответствии с нормативной документацией в электронном виде
Контакты

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 501 «Об утверждении Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» планирование действий в случае возникновения ЧС в современных условиях выходит на первое место.
Проект направлен на решение существующих проблем в системе управления ГОЧС организаций, связанных с некомплектностью планирующей и оперативной документации, наличием недостатков, снижающих эффективность организации и координации работы по предотвращению, ликвидации последствий и минимизации ущерба от возможных ЧС. Среди них следующие недостатки:
 1. Отсутствие актуализации. Документы могут устаревать со временем, особенно если изменения в инфраструктуре, технологиях или законодательстве происходят без обновления планов, в результате при возникновении реальной чрезвычайной ситуации информация может оказаться неверной или неполной.
2. Недостаточная детализация. Планы могут быть слишком общими, не учитывать специфику конкретной местности, объектов инфраструктуры или потенциальных угроз. Отсутствие четких инструкций для конкретных действий может привести к путанице и задержкам в принятии решений.
3. Ограниченная адаптивность. Планирование часто строится на основе стандартных сценариев, но реальные события могут развиваться непредсказуемо. Если документ не предусматривает гибкости и возможности адаптации к изменяющимся условиям, он может стать бесполезным.
4. Низкая вовлеченность персонала. Сотрудники и ответственные лица могут недостаточно хорошо знать содержание плана или не пройти соответствующее обучение. Это приводит к тому, что даже при наличии хорошего документа люди не смогут эффективно действовать в критической ситуации.
5. Недоработки в коммуникации. Недостаточное внимание к вопросам координации между различными службами и организациями. Неправильная или недостаточная передача информации может замедлить процесс принятия решений и снизить эффективность спасательных операций.
6. Неучет человеческого фактора. Иногда планы составляются без учета реальных возможностей и поведения людей в стрессовых условиях. Например, недооценка паники среди населения или неспособность сотрудников быстро реагировать на нестандартные угрозы.
7. Финансовые ограничения. Некоторые меры, предусмотренные в планах, могут требовать значительных финансовых затрат, которых организация или государство не готовы нести. Это может привести к частичному выполнению плана или игнорированию некоторых важных аспектов.
8. Политические и бюрократические барьеры. Процедуры согласования и утверждения документов могут затягиваться, что снижает оперативность их внедрения. Политическая воля или отсутствие мотивации у руководства также могут препятствовать эффективному внедрению и обновлению планов.
9. Неполная оценка рисков. Недостаточно глубокая оценка возможных угроз и сценариев развития событий может привести к упущению важных факторов риска. Игнорирование маловероятных, но потенциально опасных сценариев может оставить организацию неподготовленной к таким ситуациям.
10. Отсутствие обратной связи и анализа. После проведения учений или реальных инцидентов редко проводится глубокий анализ эффективности примененных мер. Без этого невозможно выявить слабые места в плане и внести необходимые коррективы.
Таким образом, для повышения эффективности планирования действий в ЧС необходимо регулярно пересматривать и обновлять документы с учётом специфики организации, проводить учения, вовлекая всех участников процесса, и анализировать результаты.